Номер 07 (1496), 27.02.2020

ЭТОТ МИР НУЖНО УЧИТЬСЯ ВИДЕТЬ

Так считает известный уличный фотограф Залман Шкляр, выставка работ которого проходит в Музее западного и восточного искусства (Пушкинская, 9).


Экспозиция состоит из 60 цветных и черно-белых фотографий, созданных автором за последние годы в различных уголках планеты. Выставка открывалась в отсутствие фотографа, а только он знает, где сделаны те или иные кадры, так как сознательно избегает примелькавшихся туристических маршрутов.

— Большинство работ представлены широкому зрителю впервые, — говорит куратор выставки Александр Синельников. — Уличные черно-белые фотографии Залмана Шкляра с элементами нуара и строгой лаконичной геометрии являются его "визитной карточкой". Необычные ракурсы съемки, которые использует этот фотограф, придают ощущение присутствия и участия зрителя в самом событии, запечатленного в кадре. В фотоработах Залмана Шкляра можно увидеть многие приемы, которые использовались фотографами из классической школы — геометрические формы линий, авангардные ракурсы Родченко. Многие работы фотографа акцентированы на материальных формах, в которых он раскрывает до этого скрытое содержание.

— Мне, как художнику и как музейщику, абсолютно все равно, доводились ли эти снимки на компьютере, это всего лишь вопрос технологии, — произнес на вернисаже старший научный сотрудник музея Сергей Ильин. — Автор — путешественник, но запечатлевает не кадры дикой природы, как трэвел-фотографы, а улицы городов, это скорее стрит-фотография. Эти фотографии привлекают прежде всего композиционным решением, очень изобретательным в каждом случае.

Из высказываний Залмана Шкляра

"Меня привлекают только те ракурсы, которые для меня в настоящий момент недосягаемы. Если я понимаю, что тот или иной объект будет смотреться как-то необычно, то сделаю все, чтобы зафиксировать этот вид. Картинка складывается в моей голове порой молниеносно — и пространство, и форма, и ритмичность. Один миг, и мой взгляд выстраивает композицию кадра в геометрической составляющей, сочетаемой с выраженной моей внутренней эстетикой. Но для этого должно быть чистое, не смешанное ни с чем намерение".

"Я чувствую, что в том или ином месте, в то или иное время должен быть создан кадр, который мне принесет удовлетворение. Естественно, я к этому духовно готовлюсь, порой долго".

"Через призму фотоискусства я стараюсь раскрывать "искры святости", которые спрятаны за шелухой грязи. Видеть и чувствовать проявление Всевышнего везде — это тоже своего рода "искусство".

"Для меня лично удачная фотография, которую я сделал, это та, которая может привести к исправлению человеческих пороков".

"Фотография является искусством. У меня в этом нет никаких сомнений".

"Все близкие и родные уже давно смирились, что я могу в любой даже в неподходящий момент начать снимать и меня уже не остановить. Я буквально погружаюсь в свой внутренний мир — могу часами находиться в одном месте и не сходить с него, пока не достигну желаемого результата".

"Не надо бояться людей. Надо уметь быть гибким и невидимым в толпе. Конфликтов надо избегать. Но порой надо быть жестким юристом, чтобы отстоять свои права на фотосъемку там, где ты хочешь снимать. У меня лично никогда не было конфликтов на уличной съемке. Меня не видно, я умею растворяться в толпе".

"Тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии, я советую читать много книг по фотоискусству. Постоянно анализировать творчество мировых фотографов. Каждый день снимать и много".

Виолетта СКЛЯР, Андрей ТИШКОВ.

Фото Александра СИНЕЛЬНИКОВА.