Номер 20 (1460), 6.06.2019

"И СКОРИК ГРУСТЬ БУДИЛ
"МЕЛОДИЕЙ" СВОЕЮ..."

Элегантный новый тип инвестиций - покупка старинных музыкальных инструментов.

Для популяризации этого занятия в Urban Music Hall состоялся концерт "Секреты Страдивари", инициатором которого стал Харьковский национальный академический театр оперы и балета имени Николая Лысенко. Создание в Украине Фонда раритетных музыкальных инструментов для дальнейшей их покупки, сохранения и использования молодыми украинскими музыкантами может стать фактом, благоприятно влияющим на имидж страны в целом. Внимание меценатов привлекают при помощи серии концертов "Секреты Страдивари", прошедших в Харькове, Киеве, Львове и Одессе.


Почему стоит заниматься такими инвестициями? Оказывается, рост стоимости струнных инструментов работы Антонио Страдивари или Джузеппе Гварнери намного опережает рост стоимости золота и недвижимости. Столь же перспективно и приобретение раритетных скрипок работы их учеников, но есть нюанс, такой артефакт не повесишь на стену и не положишь в сейф, потому что инструмент стоимостью полтора - два миллиона долларов без дела теряет в качестве звука. И чтобы вернуть его к жизни, надо будет полгода на нем упражняться. Поэтому обладатель "страдивариуса" должен становиться меценатом, предоставляя молодым музыкантам возможность, к примеру, выступить на международном конкурсе не с ординарным инструментом, а с таким, который даст звук приятного тембра, будет послушен исполнителю. И побед станет больше... И отечественная скрипичная школа получит мощный импульс к развитию.

Поскольку в Украине нет фондов, где музыканты могли бы взять инструменты для выступлений, нашим струнникам приходится обращаться к европейским фондам. Одесситы увидели и услышали уникальный инструмент, созданный примерно в 1746 году мастером Джованни Батиста Гваданини (1711-1786) - одним из самых талантливых учеников Антонио Страдивари. Пару лет назад словосочетание "скрипка Гваданини" гремело по всем мировым СМИ, так как инструмент работы этого мастера был украден у знаменитого скрипача Павла Верникова в поезде. Страховая стоимость этой скрипки составляла полтора миллиона долларов. Неизвестна уже более сотни лет судьба другой скрипки Гваданини, пропавшей у Генрика Венявского, знаменитого польского скрипача, профессора Московской консерватории. Само собой, меценатам придется учесть необходимость страховать инструменты и даже обеспечивать их охрану.

Скрипку для тура по Украине привез известный скрипач Михаил Захаров, который живет и работает в Австрии с 2005 года. Михаил с отличием окончил университет музыки и театрального искусства в Граце (класс профессора Бориса Кушнира), выступал с концертами в Австрии, Польше, Украине, Армении, Германии, Швейцарии, стал лауреатом международных конкурсов.

- Моя личная скрипка, на которой я постоянно играю, работа итальянца Джованни Пистуччи и сделана она в 1910 году, - рассказал скрипач. - Она тоже считается раритетной, но инструмент Гваданини звучит намного интереснее. Мне ее дали в Австрии, чтобы украинцы могли услышать настоящий тембр итальянских мастеров. Не всякий музыкант может до конца раскрыть возможности скрипки - это тоже очень важный момент. Конечно, украинским музыкантам нужен такой фонд, от этого зависит качество нашего искусства.

В программе концерта прозвучали произведения Бориса Лятошинского (фортепианное трио), Мирослава Скорика (новый цикл романсов на стихи Богдана-Игоря Антонича и знаменитая "Мелодия"), а также Антонина Дворжака, Джачинто Герреро и Федерико Морено Торроба. Кроме Михаила Захарова, в струнном трио приняли участие Алексей Шадрин (виолончель) и Роман Лопатинский (фортепиано), партию сопрано исполнила Алла Мишакова. Роман Лопатинский приехал в Одессу с виолончелью, созданной в 1885 году итальянским мастером Эрминио Монтефиори (1847-1904). Монтефиори жил в Генуе, был самоучкой и достаточно поздно начал самостоятельно обучаться мастерству. Имея многолетный опыт работы скульптора, вдохновлялся генуэзскими мастерами восемнадцатого столетия, формы его инструментов напоминают творения Паоло Кастелло. Монтефиори часто использовал старое дерево, найденное в церкви Святого Томмазо (1154-1885 годы). Считается, что совокупный возраст струнных инструментов данного концерта составляет 407 лет, но задумаемся и о том, когда росли деревья, давшие жизнь скрипке Гваданини и виолончели Монтефиори... Дух захватывает! А звучание и впрямь было первоклассным. Будем надеяться, найдутся в Украине меценаты, готовые выкупать раритетные инструменты и предоставлять их молодым музыкантам (зрелые исполнители должны и могут зарабатывать себе на них сами). Ведь нереально добиться успеха, располагая какой-нибудь старой лоханкой вместо авторской скрипки из ценного, выдержанного дерева. К слову, сегодня стоят весьма дорого и современные копии инструментов Страдивари, Амати, Гварнери, того же Гваданини - можно с них начинать...

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.