Номер 15 (1455), 25.04.2019

ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО:
ОТ РИСУНКОВ - К ПОНИМАНИЮ

Одними разговорами о гендерном равенстве детей не убедить. Нужны более интересные форматы, которые побудили бы ребят всерьез заинтересоваться этой темой, понять её суть и значимость.

К такому выводу пришли в Департаменте образования и науки Одесского городского совета и предложили школьникам принять участие в конкурсе рисунков "Как я понимаю гендерное равенство".

Расчет оказался верным. Свои работы прислали 73 учащихся одесских школ в возрасте от 9 до 17 лет. А если учесть всех школьников, кто - так или иначе - оказался сопричастным к конкурсу - одноклассников, друзей и подруг, наконец, просто зрителей, - то количество заинтересовавшихся этой темой смело можно обозначить цифрой с тремя нулями...

Но нас в данном случае интересовала не столько статистика (хотя и она важна), сколько то, как сказалось участие в конкурсе или сопричастность к нему на восприятии и понимании юными одесситами этой важной темы.


РАЗНЫЕ, НО РАВНЫЕ

Виктория САЧКО, семиклассница учебно-воспитательного комплекса "Гармония" гимназии № 6, получила первую премию за работу "Женский патруль. Женщина-офицер - блюститель порядка".

Виктория признаётся, что о конкурсе она узнала от своей классной руководительницы, она же учительница рисования, Елены Константиновны. Но сомнений - участвовать или нет - у девочки не было.

- Я сразу решила принять участие в этом конкурсе, - рассказывает Виктория. - Я убеждена в том, что мужчины и женщины должны иметь равные права.

Женщины могут и служить в армии, даже на передовой, и тушить пожары, и охранять наш покой и порядок на улицах.

Виктория рассказывает, что какое-то время не могла найти тему для рисунка. Пока однажды не увидела, как женщина-полицейская на оживленном перекрестке, где не работал светофор, умело "дирижировала дорогой". Девочку это так впечатлило, что, придя домой, она сразу принялась за работу. И появился рисунок, который был признан лучшим в возрастной категории от 9 до 13 лет.

Эта победа значима для Виктории сама по себе, тем более, что после окончания школы она собирается "учиться на дизайнера". Но не менее важно, считает ученица, что благодаря конкурсу она больше узнала о том, что такое гендерное равенство, и - в более широком плане - права человека; активно интересуется тем, как на деле реализуются эти права в Украине и в других странах.

Более того, Виктория "заразила" таким интересом и своих одноклассников.

- Теперь у нас в классе все понимают, что гендер - это не разделение на мальчиков и девочек, а гендерное равенство предполагает равные возможности для мужчин и женщин во всех жизненных сферах, - с гордостью говорит победительница конкурса.

Этот интерес стимулируют учителя УВК "Гармония". Тут, в частности, уже несколько лет реализуется программа "Равный - равному", где ученики делятся своими знаниями и навыками со сверстниками. Вовлечены в этот проект и родители, которые тоже нередко открывают для себя новое. В том числе, и то, что гендерное равенство - не дань моде, а веяние времени, мировая тенденция.

София ГОРБАЧЕВА, воспитанница Дома детского и юношеского творчества "Доминанта", стала первым призёром в старшей возрастной группе (от 14 до 17 лет). Самую высокую оценку получила ее работа "За штурвалом".

С давних времён бытовало предубеждение, что женщина на корабле - к беде. Сейчас ребята об этом суеверии чаще всего узнают из "Пиратов Карибского моря", а еще каких-то 30-40 лет назад тогдашние одесские школьники знали, что одна из морских традиций - не допускать женщин на капитанский мостик. И даже теперь женщин-капитанов очень мало. София считает, что это неправильно, потому и выбрала для своей работы такую тему: женщина, стоящая у штурвала и ведущая свой корабль "по морям, по волнам".

Идея Софии нашла полную поддержку и понимание у преподавателя художественной студии Юрия Матвеева и директора "Доминанты" Ольги Зайченко.

- Когда мы узнали о городском конкурсе "Как я понимаю гендерное равенство", - рассказывает Ольга Зайченко, - то первым делом постарались разъяснить ребятам, что такое гендер, почему у женщин и мужчин должны быть равные возможности, познакомили их с Конвенцией о правах человека и о правах ребенка. И надо сказать, что ребята не просто прослушали беседу, а и живо заинтересовались темой. Предложили немало интересных идей, которые затем нашли воплощение в их работах. Мы гордимся, что именно наша воспитанница стала победительницей городского конкурса, но не менее важно, что дети стали лучше разбираться в таком сложном вопросе.

Анастасии ТРОФИМЧУК, девятикласснице специализированной школы №35 с углубленным изучением английского языка, не привыкать к победам в творческих состязаниях юных художников. Но третье место в этом конкурсе, присужденное ей за работу "Мы - за равные возможности", она считает своим особым достижением; уж больно непривычной и сложной оказалась тема конкурса.

- Я люблю соревноваться, - рассказывает Анастасия, - стараюсь не пропускать ни одного конкурса, но тут поначалу стала в тупик. Ведь даже само понятие "гендер" было для меня незнакомым. Я начала читать, смотреть иллюстрации по гендерной тематике. И однажды, когда я листала инстаграм, у меня возникла идея. На своем рисунке я изобразила мужчину, который лезет в гору с маленьким рюкзачком. И женщину с большим рюкзаком, в котором помещается дом, бытовые заботы. Так я выразила свое убеждение в том, что мужчина в семье тоже должен выполнять домашние обязанности, понимая, что нельзя сваливать все на женские плечи, а нужно женщине помогать, поддерживать её.

РАВНЫЕ, НО РАЗНЫЕ

У тех, кто принимал участие в конкурсе "Как я понимаю гендерное равенство", и основательно изучил тему, сомнений нет: права у мужчин и женщин - одинаковы, гендерное равенство - одна из важных черт цивилизованного общества. К такому пониманию постепенно приходят многие подростки; сказывается влияние времени, классная и внеклассная работа педагогов. Но живучи пока еще и в молодежной среде стереотипы, в чем мы убедились, расспросив тех ребят, которые смотрели выставку работ участников конкурса. В процессе общения возникла даже дискуссия...

Алина КОРЖИКОВА, шестиклассница:

- Городской конкурс рисунков по теме гендера вдохновил на проведение такого же конкурса в нашем классе. Учительница предложила нарисовать, как соблюдаются права женщин и мужчин в современном обществе. И я совсем по-другому посмотрела на все, что меня окружает. Я поняла, что нельзя обижать моего соседа, по причине того, что он ниже и слабее меня. Я помогаю ему выполнять домашние задания. И еще я поняла, что мне не надо ограничиваться в выборе моей будущей профессии. Я могу служить в армии или работать на таможне, как мой дядя. Девушек, как и юношей, принимают в полицию, они патрулируют на дорогах. Я могу ходить в любой одежде, в какой мне удобно, делать то, что мне интересно. Вот что такое для меня гендер.

Иван КАЛАШНИКОВ, восьмиклассник:

- Гендер придумали женщины, которые не в ладах с мужчинами. Меня больше устраивает, что моя мама дома готовит, убирает, помогает мне с уроками. А папа обеспечивает всю семью и тоже доволен, что она занимается домашними делами. Мама работала учителем. Но после того, как родились я и мои братья, она поняла, что ее призвание - семья.

Александра ПРИСЯЖНАЯ, десятиклассница:

- Меня удивляет, как много моих ровесников убеждены в том, что в семье мужчина должен "зарабатывать на хлеб насущный", а женщина - выполнять обязанности по дому. А вот мне непонятно, почему не может быть наоборот. Я знаю семьи, в которых всё обстоит ровным счётом наоборот, и которые тем не менее очень дружные и крепкие.

Иван КАЛАШНИКОВ, восьмиклассник:

- Конечно, прикольно представлять, как мои одноклассницы станут, когда вырастут, капитанами или летчиками, но я хочу, чтобы моя будущая жена тоже занималась домом. И постараюсь сделать все, чтобы наша семья была крепкой.

Анна ТАРАН, семиклассница:

- В моей семье о гендере говорить не хотят. Потому что считают это европейским излишеством. Папа говорит, что женщина должна быть такой, чтобы мужчина хотел ей помочь. Но я вижу, что могу защитить сама себя. И даже некоторых мальчиков. Гораздо лучше видеть себя равной с другими и понимать, что ты можешь достичь многого. И это не зависит от того, что ты родилась девочкой. Те рисунки, которые я увидела на выставке, утвердили меня в этой уверенности.

Александра ПРИСЯЖНАЯ, десятиклассница:

- На данном этапе развития человечества многие люди, в том числе и молодые, плохо понимают, что такое гендер, путают понятия. А ведь гендер - это определение женщин и мужчин на основе их социальной роли, а не по половым признакам.

Александр ВАСИЛЬЕВ, девятиклассник:

- Я прекрасно знаю, что такое гендер. Нам об этом говорили в школе. И я, конечно, понимаю, что если девушка твердо решила, что станет пилотом или штурманом, то она может этого добиться. И все же лучше, чтобы женщина была любящей мамой, заботливой учительницей, врачом. А мужчина должен ее оберегать, помогать в воспитании детей и водить самолеты и пароходы. И выставка рисунков меня в этом не переубедила.

Мария ОСИПОВА, шестиклассница:

- Я в своей школе участвую в работе Евростудии и знаю, что в Европейском Союзе вопросу гендерного равенства уделяется большое внимание. Там женщины могут занимать во власти даже самые высокие посты. Как, например, Ангела Меркель. В Украине тоже есть возможность для женщин заниматься "мужскими" профессиями.

Александра ПРИСЯЖНАЯ, десятиклассница:

- Многим очень трудно принять тот факт, что женщины и мужчины вполне могут выполнять социальные роли противоположного пола. И это, на мой взгляд, большая проблема. Я довольно часто встречаю людей, и которые отрицают такую взаимозаменяемость, когда женщина может быть слесарем или сварщиком, а мужчина - библиотекарем или воспитателем в детском саду.

Мария ОСИПОВА, шестиклассница:

- Женщине, чтобы добиться признания в так называемых "мужских" сферах деятельности, приходится прикладывать намного больше усилий, чем мужчине. Однако я убеждена, что все - в наших руках. Об активности одесситок в разных сферах говорит Рейтинг самых успешных женщин одесского региона. Так что в этом плане наша страна движется по европейскому пути развития.

Андрей РОЗОВ, девятиклассник:

- Девочки понимают, что гендерное равенство включает в себя и возможность заниматься профессиями, которые традиционно считаются "мужскими". Но с таким же успехом можно говорить, что мужчины могут работать по специальностям, которые также традиционно относят к "женским". Моя мама работает в детском саду. Мы живем без отца, и я с восьми лет помогаю ей в работе. Сперва было сложно, но постепенно я привык, и сейчас мне нравится возиться с малышами. Думаю после школы поступать в педагогический колледж, хочу быть учителем младших классов. Многие мои знакомые ребята, да и девочки тоже, удивляются такому моему решению, мол, это же работа для "девчонок". Но я совершенно не стесняюсь. Думаю, что буду хорошим учителем. И вообще я считаю, что в школе должны работать мужчины и женщины по принципу "50 на 50". Тогда будет настоящее гендерное равенство.

Елизавета ЛИСЮТИНА, студентка юридического колледжа:

- Один из фундаментальных принципов Устава ООН, который был принят мировыми лидерами в 1945 году, звучит как равные права мужчин и женщин. В Украине принят ряд важных нормативно-правовых актов, направленных на внедрение гендерного равенства, среди которых Закон Украины "Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин", целью которого является достижение паритетного положения женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности общества. В нашей стране стараются соблюдать этот принцип, но все еще есть, над чем работать. Так, в Верховной Раде всего 12 % депутатов - женщины. Также из-за распространенных стереотипов многие специальности до сих пор остаются фактически "закрытыми" для женщин, хотя это и противозаконно. И мне нравится, что наши школьники стали лучше разбираться в гендерной тематике, о чем свидетельствует этот конкурс. Я надеюсь, что в своей дальнейшей жизни они тоже будут руководствоваться теми знаниями, которые получили в ходе конкурса.

Записал Александр ГАЛЯС.

В коллаже Алексея КОСТРОМЕНКО
использованы рисунки участников
городского конкурса среди школьников
"Как я понимаю гендерное равенство".

Материал подготовлен в рамках проекта "Гендерночувствительное пространство современной журналистики", который реализуется Волынским пресс-клубом в партнерстве с Гендерным центром Волыни при поддержке "Медийной программы в Украине", финансируемой Агентством США по международному развитию (USAID) и выполняется международной организацией Internews.