Номер 5 (1445), 14.02.2019

И ТУШЬ, И КИСТЬ, И МНОГОЕ ДРУГОЕ

В трех выставочных залах Одесского музея западного и восточного искусства представлены созданные за последнее пятилетие картины, графика и коллажи Григория Палатникова - заслуженного художника Украины, одессита, педагога, подлинного виртуоза.


Григорий Палатников и раньше активно занимался книжной графикой, даже создавал рукотворные книги вместе с поэтом Игорем Потоцким - это была штучная работа, великолепные литографии (оттиски, сделанные при помощи камня) с иллюстрациями и текстом.

Коллекционеры эти книги расхватывали, поскольку камень стирается уже после тридцати оттисков, тиражи получались поистине коллекционные. Григорий Аркадьевич за последние пять лет также оформил иллюстрациями двухтомник Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок", повесть Козачинского "Зеленый фургон", а также собственную книгу "Мой Амаркорд". Все это очень одесская, витальная и эротичная графика. Серия 2006 года "Илиада" к поэме великого Гомера, по мнению искусствоведа Ольги Тарасенко, напоминает о том, что "нет радости жизни без реальности смерти".

- Григория Палатникова можно смело назвать уникальным художником, - произнес на вернисаже старший научный сотрудник ОМЗВИ Сергей Ильин. - Его творческий путь начался в октябре 1967 года, когда две его линогравюры прошли выставком и оказались на выставке Союза художников, посвященной 50-летию Великого Октября. Чтобы сделать оттиски, он прокатал листы линолеума через валки допотопной стиральной машины... Что ему на это сказала мама - история о том умалчивает. Но тогдашний директор "Грековки" Василий Петрович Соколов устроил ему разнос, так как в то время студиозусы не имели права участвовать в выставках Союза художников... Он стал великолепным рисовальщиком, сравнимым разве что с Эдгаром Дега. А потом он открыл для себя Китай. Его авторская, разработанная им техника в работе с тушью, сочетает в себе классическую манеру традиций китайских мастеров и европейской пластики. Рассматривая графику Палатникова, мы испытываем ощущение присутствия цвета. Если перефразировать название нашумевшего романа Джеймса, то можно уверенно сказать, что мы познаем 50 оттенков черного. Китайцы говорят: есть тушь - нет кисти, есть кисть - нет туши. Но наивысшая степень мастерства - есть кисть, есть тушь, вот это мы и видим у Григория Аркадьевича... Он иллюстрирует Бабеля, Амаду, Апдайка, а его книга "Мой Амаркорд" - лучшее в плане стилистики, из того, что я читал у современных авторов.

Сергей Ильин рассказал любопытную историю: обычно английские коллекционеры, слывущие самыми отъявленными снобами, просматривают листы графики на просвет, и если замечают следы карандаша или белил, резко снижают цену. Но с Палатниковым такого не случается, он себе не "помогает", у него верная рука и острый глаз. Виртуозно работать той же тушью научился, безжалостно отправляя в корзину целые стопки эскизов. К своим студентам, наоборот, Григорий Аркадьевич добр и снисходителен, многое им позволяет, уча скорее своим примером, чем ограничениями. Гармоничная личность!

- Даже не ожидал, что сегодня соберется такая толпа, - смущенно произнес герой торжества. - Это вдохновляет, и праздник продолжается!

Как сказал один из первых посетителей, к данной выставке словосочетание "встреча с прекрасным" подходит как нельзя лучше: автор влюблен в то, что делает, что видит. Этим нельзя не восхищаться.

Виолетта СКЛЯР.

Фото Снежаны ПАВЛОВОЙ.