Номер 05 (1299), 12.02.2016

О ПЕНСИЯХ - ИЗ ПЕРВОИСТОЧНИКА

С 1 января 2016 года вступили в силу несколько законов, которые регулируют вопросы пенсионного обеспечения 2016 года. Во избежание кривотолков мы получили от Пенсионного Фонда Украины информацию о наиболее существенных изменениях пенсионной системы.

1. В этом году вырастут минимальные пенсионные выплаты. С 1 мая размер "минималки" составит 1130 грн, а с 1 декабря - 1208 грн. Таким образом, минимальные пенсии будут увеличены на 134 грн.

2. Максимальный размер пенсий, которые назначаются с 1 января 2016 года, зафиксирован на уровне 10740 грн. Это касается тех пенсий, которые назначаются с 1 января 2016 года.

3. Пенсии работникам летного и летно-испытательного состава, образования, здравоохранения и социального обеспечения, артистам будут назначаться не только при наличии определенной законом выслуги лет на этих должностях. Вводится поэтапное установление пенсионного возраста в зависимости от даты рождения: с 45 до 50 лет (для летного и летно-испытательного состава) и от 50 до 55 лет (для педагогов, медиков, артистов).

4. Сохранены выплаты пенсий работающим пенсионерам, аналогичные тем, которые были в 2015 году. То есть, работающим пенсионерам пенсии будут выплачиваться в размере 85 %, но не менее 150 % прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Пенсионерам на так называемых "спецдолжностях" пенсии будут выплачиваться только после освобождения с работы. Инвалиды I и II гр., инвалиды войны III гр., участники боевых действий, члены семей погибших военнослужащих будут получать 100 % пенсии независимо от факта работы.

5. Также оставлен неизменным в 2016 году особый порядок выплаты пенсий и ежемесячного пожизненного денежного содержания для лиц, принимающих участие в АТО или проходящих военную службу в силовых министерствах и ведомствах. А именно: выплата пенсий прекращается в случаях, если лица работают на должностях госслужащих, прокуроров и судей (за исключением инвалидов I и II гр., инвалидов войны III гр., участников боевых действий, членов семей погибших военнослужащих).

Пенсии ветеранам военной службы, назначенные в соответствии с Законами Украины "О государственной службе" и "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц", отныне выплачиваются в полном объеме. Для обновления пенсионной выплаты следует обратиться в орган Пенсионного фонда по месту жительства. Принадлежность к ветеранам военной службы подтверждается соответствующим удостоверением.

6. В прошлом году налогообложению в 15 % подлежали пенсии, размер которых превышал три размера минимальной зарплаты (3654 грн.) База налогообложения в 20 % применялась, если сумма превышения составляла более чем 10-кратный размер минимальной зарплаты (12180 грн). В этом году зафиксирована единая ставка налогообложения пенсий на уровне 15 % для суммы пенсионной выплаты, которая превышает 4134 грн.

Не подлежат налогообложению пенсии, назначенные участникам боевых действий в период Второй мировой войны, инвалидам войны и членам семей погибших (умерших) ветеранов войны.

7. В конце декабря прошлого года правительство приняло решение по оптимизации структуры отдельных районных управлений Пенсионного фонда путем их объединения. Прежде всего эти изменения касаются районов с небольшим количеством пенсионеров. Безусловно, возникают вопросы - для чего нужно объединять районные управления, что такое объединение даст человеку и государству? Распространяется информация о том, что в связи с таким объединением в отдельных районах вообще ликвидируют Пенсионный фонд, а пенсионерам придется ехать за десятки километров для решения своих вопросов.

Для четкого понимания целей и результатов оптимизации приведем несколько фактов:

Факт первый - Пенсионные фонды не ликвидируются. 279 территориальных (районных) управлений объединяются в 121. Такое объединение является сугубо организационным, и его цель - улучшить качество управления в пенсионной системе. Речь не идет о ликвидации органов Пенсионного фонда в районах. Специалисты по вопросам пенсионного обеспечения будут работать и в дальнейшем в тех же помещениях, залах обслуживания, кабинетах, как и до объединения.

Факт второй - улучшается качество обслуживания. Главной единицей обслуживания гражданина становится точка предоставления услуг (фронт-офис), которая расположена не только по месту нахождения управления Пенсионного фонда, но и в центрах территориальных общин (если у общины есть такое желание). Объединение двух или трех отдельных районных управлений в одно юридическое лицо не только не уменьшит, а наоборот, увеличит доступность пенсионных услуг. Содержание и качество этих услуг зависит прежде всего от квалификации специалистов и их доступности, а не от статуса учреждения.

Факт третий: меньше бюрократии - более качественные услуги. Объединение нескольких управлений в одно не влечет за собой сокращения специалистов, занятых оказанием услуг. Оптимизирован будет руководящий состав. Для получения сервиса не нужно будет собирать визы и согласования. Все услуги предоставит специалист, к которому вы обратитесь за помощью.

Итак, оптимизация территориальных органов Пенсионного фонда - это еще один важный шаг на пути создания качественно новой системы пенсионного обеспечения.

Материалы полосы подготовил
Гелий АЛЕКСАНДРОВ.