Номер 47 (1094), 9.12.2011

МОЙ РОМАН С "РОДИНОЙ"

Кинотеатру "Родина" - полвека. А ведь, казалось бы, он открылся совсем недавно...

В начале 1960-х, если верить статистике, каждый из советских граждан посещал кинотеатры по 16-20 раз в год. Потому, когда стало известно, что на Молдаванке открылся новый панорамный кинотеатр "Родина", туда хлынул, без преувеличения, весь город. Очередь на документальный фильм "Широка страна моя..." растягивалась чуть ли не до Привоза. Да и как можно было пропустить зрелище, где на гигантском полотнище перед тобой расстилались поистине безбрежные просторы одной шестой части мира, гигантские волны, казалось, перехлестывали через край экрана, а поезд мчался на тебя так, что сердце замирало от легкого испуга - оно, конечно, кино, да черт его знает, вдруг рельсы вылезут в зал... Сколько уже лет прошло, сколько фильмов пересмотрено - великих и бездарных, а помню по сей день кадры из этой картины: сплав леса по реке - плоты несутся вниз по бурной стремнине, наезжая друг на друга, а по ним, перескакивая с одного на другой, бегают люди с баграми - лихие и смелые...

Этот фильм (повторюсь еще раз - совсем немодного, документально-видового жанра) шел в кинотеатре больше года (!), и посмотрели его около полутора миллиона зрителей. И это в тогдашней, еще совсем не миллионной Одессе! Впрочем, удивительного в этом мало. Во-первых, многие, в особенности детвора, бегали на фильм по три-четыре раза, благо, цены на билеты были доступны практически каждому. Во-вторых, интерес к событию был столь велик, что организовывали культпоездки из райцентров и сел. Так что первое панорамное кино в Одессе смог увидеть практически каждый житель области, исключая совсем уж маленьких да немощных.

Потом лично у меня в "романе" с "Родиной" случился некоторый перерыв. "Украина", имени Фрунзе, "Смена" находились поближе, и на Молдаванку отправлялся только в том случае, если шел какой- то супербоевик вроде "Клеопатры", где декорации такие, что только на суперэкране и можно было оценить их мощь и дороговизну, а если уж быть честным, только ради декораций такие колоссы и стоило смотреть. Снова я зачастил в "Родину" где-то в середине 1980-х, когда директором кинотеатра стала Аля Степановна Максимова, человек, о котором без преувеличения можно сказать: нашла себя в кино. Как-то Аля Степановна призналась, что у нее был выбор - или идти руководить кадрами очень крупного предприятия, или директором "Родины". Она выбрала второе, о чем никогда в жизни не пожалела. Для "Родины" это тоже был удачный выбор, ибо трудно даже сосчитать, сколько мероприятий (по тогдашней терминологии) проходило в этом кинотеатре.

Я лично лучше всего запомнил два эпизода 1987 года.

К первому из них вообще имел некоторое отношение. Дело в том, что зимой восемьдесят седьмого исполнилось 85 лет знаменитому режиссеру и нашему земляку Леониду Захаровичу Траубергу. Поскольку мне посчастливилось с ним неоднократно общаться, я предложил провести юбилейный вечер. Тем более, что в прокате оказалась "Юность Максима" - первая часть знаменитой трилогии самого популярного творения лучшего в мире кинодуэта, каковым не без основания считается довоенный союз Г. Козинцева и Л. Трауберга, и военный фильм "Актриса", снятый Л. Траубергом уже самолично. Сообщили об этом старому режиссеру, и он прислал очень теплое письмо, которое и было зачитано на юбилейном вечере. Несколько месяцев спустя я виделся в столице с Леонидом Захаровичем, и он признался, как был тронут вниманием со стороны своих земляков.

Второй памятный эпизод - это "Одесская альтернатива", предвестник "Золотого Дюка". Тогда впервые в городе были опробованы ночные сеансы, и зрители приняли это новшество "на ура". Как интересно и волнующе было возвращаться домой на рассвете, после бурно проведенной ночи в компании Лайзы Минелли ("Кабаре") или Джека Николсона ("Пролетая над гнездом кукушки"). Сейчас уже трудно представить, но в ту пору даже ночные визиты в кино воспринимались как следствие и проявление нового мышления.

Как же, в сущности, недавно и как бесконечно давно это было!

У нового времени - свои признаки. Изменила свой облик и "Родина". Теперь это кинотеатр в европейском понимании: удобные мягкие кресла с подлокотниками для попкорна (иноземное это лакомство обрело и у нас массу любителей), звук по системе "Долби-стерео", обволакивающий тебя со всех сторон, аккуратно одетые мальчики-билетеры... Десять лет назад, во время празднования Дня города, здесь встречали выдающегося польского режиссера Кшиштофа Занусси. Ему "Родина" понравилась. А уж пан Кшиштоф знает толк в кинотеатрах!

Александр ГАЛЯС.