Номер 25 (1072), 8.07.2011

БЕЗ СКИДОК НА ПРОВИНЦИЮ

"Элегия. Письмовник". Проект Алексея Ботвинова по роману Михаила Шишкина. Музыка Сергея Рахманинова и Александра Скрябина. Инсценировка, режиссура, сценография, соло на рояле - Алексей Ботвинов. Актеры - Ольга Петровская и Евгений Юхновец.

От этого представления ждали многого, но не без опаски. Интриговала сама идея - известный пианист, лауреат международных конкурсов Алексей Ботвинов взялся создать в полном смысле слова авторский театральный спектакль. В дополнение к перечисленным выше функциям Алексей выступил еще и в качестве продюсера, вложив в постановку свои собственные деньги. Подобного опыта даже привыкшая ко многому Одесса еще не знала. Чтобы взвалить себе на плечи такую ношу (да еще с весьма неясными, прямо скажем, финансовыми перспективами), должно было случиться нечто необыкновенное, потрясающее, проникающее до глубины души. Таким потрясением, по признанию музыканта, стало для него знакомство с романом Михаила Шишкина "Письмовник".


Всезнающая Википедия сообщает, что данное произведение М. Шишкин написал в течение года в Берлине и Америке. Книга является перепиской двух влюблённых.

При этом герой гибнет во время подавления т. н. боксерского восстания в Китае (конец ХIХ века), героиня же после его смерти проживает долгую жизнь, продолжая все это время писать письма уже отсутствующему любимому. Это трудно назвать диалогом, поскольку герои не слышат друг друга; автор предлагает читателю разбитые на куски монологи, к тому же безо всякой хронологической последовательности. Конструкция не новая и, на мой взгляд, несколько вычурная, тем более что особых глубин в романе нет, и хотя написан он хорошим литературным языком, но бытующее ныне сравнение М. Шишкина с Л. Толстым и Ф. Достоевским все-таки явно преждевременно. Тем не менее "Письмовник" уже переведен на ряд языков и даже удостоен Международной литературной премии берлинского Дома культуры народов мира. У романа много поклонников, среди которых оказался и Алексей Ботвинов, который признается, что книга произвела на него колоссальное впечатление, какого он не получал от литературного произведения за последнее минимум десятилетие. Это показательно, ибо Алексей принадлежит к числу артистов думающих и знающих (качества, прямо скажем, в этой среде не самые распространенные). Более того, по природе он человек деятельный, не боящийся экспериментов, потому, наверное, и возникла идея создать представление, в котором бы проза современного автора соединилась с музыкой признанных классиков С. Рахманинова и А. Скрябина. Идеей этой он сперва заразил руководителя Московского "Театра современной пьесы" и нашего земляка Иосифа Райхельгауза, и 12 марта сего года в этом театре состоялась премьера, где роль героини исполнила популярная Ирина Алферова, а за роялем на сцене находился сам автор проекта.

А. Ботвинов признается, что сперва предполагалось просто привезти в Одессу московский спектакль, но потом он решил действовать иначе. "Мне хотелось создать такой культурный проект, который мог бы идти в моём родном городе, причём на регулярной основе, - рассказывает автор проекта. - Исходя из своих творческих и жизненных планов, я решил ставить данный спектакль именно в Одессе, тем более что тут есть такие потрясающие артисты, как Ольга Петровская и Евгений Юхновец".


Подарок вышел дорогим во всех смыслах этого слова, ибо те, кто потенциально мог бы стать меценатом, ответили вежливым отказом (извечная беда нашего города), но зато теперь у А. Ботвинова были, что называется, развязаны руки, и этот спектакль стал в полной мере авторским. В чем, при всех преимуществах (для автора) такого подхода, крылась и определенная опасность, ибо у неофита в режиссуре мог возникнуть соблазн создать нечто эпохальное, идущее вразрез с традициями и т.д. и т.п., что, увы, не такая уж редкость. К счастью, А. Ботвинов избежал подобной опасности и принял единственно верное в данном случае решение. Взяв за основу форму т. н. литературно-музыкальной композиции (надеюсь, простится мне такое сравнение!), он полностью доверился актерам, оставив за собой лишь право окончательного выбора да роль "человека за роялем", в которой он выступает уже далеко не в первый раз и выглядит вполне органично.

Актеры, надо сказать, не подвели. Дорвавшись до качественного литературного материала, они вложили в спектакль не только профессиональное умение, но и душу, сыграв с редкой самоотдачей. Особенно это касается О. Петровской, у которой, правду говоря, роль намного более выигрышна, чем у партнера. Ведь ее героиня проживает целую жизнь - от восторженно- влюбленной девочки до женщины, много пережившей и знающей цену утратам. При этом актриса пользуется минимумом подручных средств - все возрастные переходы решаются при помощи деталей одежды и пластики. Тем не менее даже по тому, как она сидит на стуле, можно безошибочно определить текущий возраст ее героини. А это, хочу заметить, высший пилотаж актерского мастерства.

Е. Юхновцу сложнее, чем его партнерше. У актера, герой которого гибнет на войне еще юношей, нет возможности сыграть биографию, он связан возрастом своего персонажа, но в имеющихся рамках роли Е. Юхновец еще раз подтвердил, что имеет все основания считаться одним из лучших одесских актеров. Впрочем, не только одесских. Убежден, что участники этого спектакля сделали бы честь любому столичному театру.

Как, собственно, и сам спектакль, который, если и можно в чем упрекнуть, то только не в провинциальности. "Элегия. Письмовник" Алексея Ботвинова - еще одна демонстрация того творческого потенциала, каким обладает Одесса. И очень жаль, что подобные вещи случаются крайне редко.

Александр ГАЛЯС.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.