Номер 50 (846), 22.12.2006

ПРОБЛЕМА

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФАСАД

История круизного бизнеса очень коротка. Начавший активно развиваться в мире в 1950 годы морской туризм сегодня переживает расцвет. Доля туристов, предпочитающих отдых на воде, составляет в общем мировом турпотоке уже около 7 %. Доходность отрасли в общем объеме мировой туриндустрии достигает почти 12 %.

Морской круизный туризм – один из наиболее динамично развивающихся видов туризма в мире: по сведениям экспертов, количество круизных пассажиров в 1995 году составило 6 млн, в 1997 году – 8,3 млн, в 2004 – 13,7 млн, к 2010 году их количество может превысить 17 млн человек. Ежегодный прирост оборота в среднем 8,7 %. По прогнозам специалистов, общее количество туристов мира в этой отрасли – 140 млн в 2005 год. Это составляет 150 % прироста по сравнению с 1995 годом. Морские туристы являются самой состоятельной частью отдыхающих, оставляя в порте захода не меньше $200 млн в год (по данным порта Санкт-Петербурга).

При Советском Союзе Одесский регион и Черноморское морское пароходство были заинтересованы, чтобы в порт заходили суда с иностранными туристами. В свое время для этого был реконструирован морской вокзал. Самому же пароходству в доперестроечное время принадлежало около 30 круизных судов. Все работали в основном с иностранными туристами. Все эти суда зарабатывали деньги (валюту) для пароходства, находясь во фрахте у иностранных операторов. За короткий срок Украина потеряла практически все свои пассажирские лайнеры. Причем процесс этот совпал с периодом расцвета круизного бизнеса во всем мире.

Однако специалисты отмечают огромный потенциал Черноморскою региона в перспективах развития новых пассажирских линий и Одессы как центра круизной индустрии. Черноморские города Украины могут стать ее лицом, истинным окном в Европу, стоять на равных с другими признанными центрами морского круизного судоходства.

В 2000 году через пассажирский комплекс Одесского морского торгового порта прошли всего 121,1 тыс. человек. На грузопассажирских линиях Одесса – Стамбул – Одесса было перевезено 59 тысяч. Одесса – Хайфа – 10,8 тысяч человек. На 28 океанских круизных судах прибыли в Одессу 36 тысяч, на речных круизных судах – 14,4 тысяч человек.

По подсчетам специалистов, это очень мало и расточительно для порта, вложившего и продолжающего вкладывать огромные средства в развитие пассажирского комплекса и организацию сервиса на уровне мировых стандартов.

В развитии черноморских круизов заинтересованы Турция, Румыния, Болгария, Грузия и Россия. В 2000 году пассажирооборот в Стамбульском порту составил 321,2 тыс. пассажиров, но только незначительная часть из них отправляется в плавание по Черному морю.

По статистике, покупателями морских круизов чаще всего становятся американцы и канадцы (около 70 % круизеров), за ними следуют англичане, немцы, швейцарцы и французы. Доля россиян в мировом круизном туристском потоке пока не превышает 1 %, хотя и интенсивно растет.

В мире сегодня успешно работают свыше 140 крупных круизных компаний. Они обладают пятью сотнями великолепных судов, которые по комфорту не только не уступают гостиницам самого высокого класса, но и зачастую превосходят их.

В настоящее время почти 37 % круизного рынка контролирует американская группа Carnival. Вторая позиция в рейтинге у американской Royal Carribean.

Следует отметить, что существуют предпосылки для восстановления круизных линий по Черному морю: Батуми – Туапсе – Сочи – Ялта – Одесса – Варна – Стамбул, которые позволят привлечь новых туристов в регион, а именно:

— наличие интересных культурных, исторических, природных достопримечательностей:

— стабильность и безопасность;

— наличие интересной программы посещений и комфортабельных условий.

Решение этой проблемы, возможно, требует системного подхода как на уровне региона, города и порта, так и государства в целом.

Это позволит привлечь в Украину новые инвестиции, туристов из различных стран мира, обеспечить работой железнодорожный, автомобильный и авиационный транспорт, а также гостиницы, рестораны, музеи, театры, что даст дополнительный приток валюты в Украину и создание новых рабочих мест.

Виктор ДЕНИСОВ.