Номер 34 (830), 01.09.2006

ПРОГУЛКИ ПО ОДЕССЕ

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Об архитектуре и градостроительном искусстве старой Одессы уже написано и сказано немало, но город наш продолжает восхищать и случайных приезжих, и специалистов-исследователей своей гармоничностью, самобытностью архитектурных образов, завершенностью композиций исторического центра.

С первых лет в городе были здания, ценные в архитектурном отношении. Например, театр, сооруженный в 1804-1809 годах в классическом стиле одесским архитектором Фраполли по проекту знаменитого петербургского зодчего Тома де Томона (здание это сгорело в ночь на 1 января 1873 года). К старейшим одесским постройкам принадлежит здание 1-й городской больницы, построенное по проекту Тома де Томона архитектором Фраполли. Для польского магната Потоцкого на пустыре был построен дворец в стиле русского классицизма, в котором в настоящее время размещается Художественный музей.

Всемирное признание получили классические ансамбли эпохи Воронцова – Николаевский (Приморский) бульвар с Гигантской (Потемкинской) лестницей, полукруглой площадью с памятником герцогу Ришелье, зданием присутственных мест, дворцами, гостиницами и старой купеческой биржей; Александровский проспект, нанизавший на свою ось три торговые площади: Александровскую (Греческую), Старобазарную и Привозную; Театральная площадь с городским клубом, музеем и рядами Пале-Рояля. Особой элегантностью отличаются комплексы и крупнейшие постройки второй половины ХIХ века – знаменитый Одесский оперный, новая биржа, медицинский факультет Новороссийского университета, Привокзальная площадь с монастырскими подворьями и административными зданиями. Истинными произведениями изящного искусства: скульптурой, художественными изделиями из металла наполнялись интерьеры домов, уютные дворы, парки, бульвары и даже кладбища Одессы.

Слова "первый", "уникальный", "оригинальный" часто сопутствуют при определении построек и элементов городской среды жемчужины Северного Причерноморья. Совершенным примером для подражания в других городах Европы в середине ХIХ века стали одесские цистерны для хранения питьевой воды. Раньше, чем в Петербурге и Москве, в Одессе появились доходные дома с комфортабельными апартаментами. Уже в 1860-х годах для сооружения Одесского порта стал применяться на индустриальной основе бетон и конструкции из него. Первое в России гудронирование (асфальтирование) мостовых было успешно произведено в Одессе в начале ХХ века на Приморском бульваре. Вслед за столицей и Киевом в Одессе был пущен электрический трамвай. В стране и за рубежом изучался местный опыт курортного строительства, устройства сетей водопровода и канализации, выполнения армированных конструкций большого пролета, малых архитектурных форм. В городе проводились Всероссийские и международные выставки и ярмарки. Строительные фирмы Одессы успешно конкурировали на европейском уровне, а одесские архитекторы получали заказы из многих городов империи. По качеству благоустройства, состоянию городского хозяйства и санитарным условиям Одесса в начале ХХ века была признана одним из лучших городов Европы.

По ее улицам, как по страницам энциклопедии архитектуры прошлого века, можно изучать представления зодчих того времени об основных стилистических эпохах и об эстетике в целом. В творениях Ф.О. Моранди, Л.Ц. Оттона, Ю.М. Дмитренко, А.И. Бернардацци, Г.К. Шеврембрандта и многих других мастеров запечатлены элементы культурного наследия европейских стран и России от греческой античности и итальянского Ренессанса, романтики и готики до барокко и русского зодчества ХVII века. Многонациональному городу были особенно близки такие реминисценции, в которых каждая проживающая здесь народность могла сохранить корни, связывающие ее с родиной предков. А симбиоз культур дал замечательные всходы вначале эклектики, гармонично сочетавшей элементы различных национально-стилистических направлений, затем – самобытного одесского модерна в начале ХХ века. Параллельно и в тесном контакте с архитектурой развивалась одесская литература, изобразительное искусство, кинематограф, театр.

Только последовательно и скрупулезно изучая эту "энциклопедию", мы вправе рассчитывать сегодня на возрождение некогда славных традиций города, на воссоздание одесской архитектурной школы. Надежда на кадры Одесского архитектурного института. Кстати, тоже первого в стране.

Ф. К.