Номер 06 (802), 16.02.2006

ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНЬЕ!!!

Анатоль ШАХЛИЕВИЧ

Конечно, далеко не факт, что оно обязательно должно быть прекрасно. Это мгновение фотографической вспышки, Оно может быть ТАК СЕВЕ, Оно может быть МИЛЫМ. Может быть БЕЗОБРАЗНЫМ. Какое оно ни на есть – фотография его фиксирует. Таким образом, фотограф – самый объективный или самый равнодушный, или – в данном случае мы избираем это – самый толерантный художник. Как это так в МОЛЕНИИ О ТОЛЕРАНТНОСТИ:

Берегите друг друга, Люди!
Доброты вашей не избудет!
Вы с чужими не задирайтесь,
Вы иного понять старайтесь.
Все под Богом – "свои" и "чужие" –
Общей Матери дети земные.
Крик толпы не в ладах с Любовью, –
Не кладите меч в изголовьи.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – латинское слово,
Пусть оно будет вам знакомо.

Значит, избирательность существует, она обязательно должна присутствовать при выборе фотосюжета! – воскликнет проницательный читатель. А вы что-то толковали нам о равнодушии, беспристрастности.

Что ж, "беспристрастность" – тоже хорошее слово. Но, безусловно, фотохудожников столько, сколько интересов. Одного интересует фотомарина и он снимает моря и океаны во всех возможных и невозможных ракурсах. Другого интересуют сельские пейзажи, третьего – городские, архитектурные... Я знал одного одесского фотомастера, которого поразили двери старинных одесских домов. Говорят, что глаза – зеркало души человеческой. А он, видимо, считал, что двери старинных домов – зеркала душ их бывших владельцев. В любом случае – так это или не так – это оригинально.

Всенепременно, говоря старинным языком, взор фотохудожника должен быть избирательным. Оригинальный, своеобычным. И – особенно если речь идет о фотопортретах – он должен любить, восхищаться своей натурой, или ненавидеть ее. Помните, как у Маяковского: "Бойтесь равнодушных?.."

Вот уже чего не было в ярких фотоработах Михаила РЫБАКА так это равнодушия. Он любил своих фотогероев и сопереживал им. О чем и по сей день свидетельствуют его фотопортреты, а также великолепные фотоочерки и литературные зарисовки, помещенные в его двухтомных "ЗАПИСКАХ ФОТОРЕПОРТЕРА", изданных ИИК "Порто-франко" в 1999 году. Подобно известному американскому фотографу Д. Хорану наш М. Рыбак широко известен не только своими мастерскими фотопроизведениями, но и своей книгой. Со времен Луи Жака Манде Дагера (1787-1851) – знаменитого французского художника и изобретателя, разработавшего первый практически пригодный способ фотографии (1839 г.) – дагерротипию – в истории мирового фотоискусства найдется немного фотохудожников, которые к тому же еще владели бы и словом. И неплохо владели, могу вас уверить как филолог.

Все фотографы со времен Дагера – и рядовые и маститые – делают фантастическое количество снимков, которые они никогда не используют. Дагерротипы – эти чудесные маленькие портреты на полированной меди, даже если никто не знает, кем были эти люди, – нынче являются предметом законной гордости немногих коллекционеров, выставляются в престижных американских и европейских музеях. Думается, что коллекция фотографий Михаила Рыбака давно должна украсить Одесский историко-краеведческий музей или стать предметом гордости какого-либо другого престижного одесского музея. Такая рыбаковская коллекция, уверен, была бы одной из лучших фотоколлекций в Одессе, а то и в стране. Перечитайте "Записки фоторепортера", посмотрите работы М. Рыбака – и вы поймете, что я прав.