Номер 17 (710), 30.04.2004

ОПЕРАЦИЯ "Ы" НАОБОРОТ

С декабря прошлого года по всей территории Украины проводится операция под условным названием "АКЦИЗНАЯ МАРКА". Ее цель – борьба с противозаконными формами обогащения. А более конкретно – с производством и продажей фальсификата алкогольных напитков, контрабандой винно-водочных и табачных изделий, уклонением от налога путем сбыта левой продукции и продукции, снабженной фальшивой акцизной маркой (отсюда и название операции).

Учитывая, что бюджет на 25 % обеспечивается за счет акцизного сбора с подакцизных товаров, появление на рынке большого количества продукции, снабженной поддельными акцизными марками, подрывает бюджет страны.

Основное количество поддельных акцизных марок поступает в Украину через молдавскую границу и из Приднестровья. Цепочка вообще-то тянется дальше – в Польшу и Румынию (хотя и самой Молдове "умельцев" не занимать). Естественно, что в первую очередь необходимо дойти до конца цепочки или надежно оборвать ее в любом звене.

Однако беспокойство вызывает не только продукция, снабженная поддельной акцизной маркой или фальшивым сертификатом качества. Фальсификат наносит огромный ущерб не только бюджету, но и здоровью граждан. В ходе операции уже изъято более одного миллиона бутылок фальсифицированных алкогольных напитков, многие из которых несут в себе смерть.

Не говоря уже о нарушении санитарных и технологических норм при изготовлении фальсификата, большое беспокойство вызывает то, что для экономии спирта (слава Богу, хоть не на метиловом спирте работают, хотя степень очистки применяемого левого спирта остается под вопросом) его разбавляют, а для "балдежа" добавляют клофелин. В прошлом году из 654 человек, погибших от алкоголя (речь идет о зафиксированных случаях), 18 человек отравились некачественным фальсификатом (остальные погибли от передозировки, то есть попросту от перепоя).

Здесь подчеркнуто словосочетание некачественный фальсификат. Дело в том, что фальсификат может быть и качественный. Но как определить, качественный или некачественный продукт вы приобрели, если он куплен с рук? И как вообще отличить заводскую продукцию от кустарной? В первую очередь – по цене. Установлен ценовой минимум на алкогольные и табачные изделия. Все, что продается ниже этой цены, уже должно вызывать подозрения. И еще. В целях борьбы с "левой" продукцией и фальсификатом не рекомендуется продажа алкогольных изделий в киосках и на лотках (тем более, что ответственности киоскеры на себя не берут). Сейчас рассматривается вопрос о запрете продажи алкоголя в киосках.

В ходе операции уже изъято более миллиона бутылок фальсифицированных алкогольных напитков. Представляющие угрозу жизни граждан – уничтожены. Остальные пущены в переработку. Возбуждено более 100 уголовых дел. Демонтировано 136 киосков, в которых продавался фальсификат. Еще 164 будут демонтированы (не исключена утечка информации о ходе операции, так как при проверке киосков, где заведомо продавались фальсифицированные алкогольные напитки, их не находили).

В целом операция "Акцизная марка" проходит успешно. Обнаружен подпольный цех на территории Коминтерновского района. Там изъято 28 тысяч этикеток "Советское шампанское полусладкое" Харьковского завода шампанских вин и 15 тысяч таких же этикеток, относящихся к аналогичному Киевскому заводу. Найдены емкости с клеем и станок для оклеивания мюсли, а также 5964 бутылки с готовой "продукцией", маркированной акцизными марками нового образца. Поскольку новую марку нельзя тиражировать путем ксерокопии, то возникает вопрос о происхождении этих марок. Всего продукции – сырья и оборудования изъято на сумму 110 тысяч гривен.

Примеров таких удачных операций можно привести много. Налоговая милиция, которая занимается выявлением фальсификата, обнаружила не только масштабные очаги производства этого зелья, но и мелкие очажки. Мелким алкогольным бизнесом (типа устройства разливочных питейных заведений) занимаются "деятели" с Молдаванки и Слободки. В их деятельность нередко входит и самогоноварение.

Вопросы изготовления и фальсификата алкогольной и табачной продукции волнуют не только налоговые службы, но и управление по защите потребителей. Поэтому на заседание в пресс-клубе реформ кроме первого заместителя председателя ГНА в Одесской области И. Шубы (он же начальник управления налоговой милиции ГНА) и начальника отдела по лицензированию розничной торговли алкогольными напитками департамента по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и оборотом подакцизных товаров ГНА в Одесской области Е. Ефремовой присутствовала заместитель начальника Одесского облуправления по защите прав потребителей Г. Кохан.

Кроме манипуляций с акцизными марками (бывает, что и не с поддельными, а предназначенными для другой партии) и распространения левой продукции, подрывающей сбыт легальных товаров, на заседании пресс-клуба шел разговор о продаже напитков и табачных изделий подросткам и даже совсем маленьким детям. Это тоже беда, с которой нужно неустанно бороться.

Хочется отметить от себя лично, что хотя "алкогольная ситуация" вокруг "Привоза" несколько улучшилась (исчезла продажа алкогольных напитков с грузовиков), но продажа из-под полы процветает по-прежнему. И несколько странным показалось предложение И. Шубы вашему корреспонденту лично заняться воспитательной работой с подпольными торговками.

Елена ГРИГОРЬЕВА.