Номер 06 (699), 13.02.2004

"ВСЕ НА ПРОДАЖУ"

(Продолжение. Начало в № 5.)

ЧАСТЬ II. ЛИЧНАЯ

У меня возникло несколько вопросов.

Первый из них касается того, что, по утверждению представителей Союза кинематографистов, пришедших на пресс-конференцию в региональный пресс-клуб реформ, никакого конкурса программ, который, как правило, проводится при выборе генерального директора, не было. По утверждению же оппонентов Союза, конкурс проводился и в нем участвовали программы Я. Лупия, О. Неверко, Т. Яворской и режиссера В. Ноздрюхина-Заболотного. Как я понимаю, результаты любого конкурса должны оформляться протоколом. Трудно себе представить две вещи. Первое. Неужели никто из правления СКУ не вошел в комиссию, оценивающую программы? (Во времена СССР кандидатура директора утверждалась – практически в обязательном порядке – на коллегии, куда входили члены правления СКУ). Если это так, то похоже, что комиссия формировалась тенденциозно. Второе. Предположим, кто-то из членов правления СКУ в комиссию вошел, и его подпись под резолюцией стоит. Но тогда непонятно, на что надеются представители Союза, доказывая, что конкурса не было. Такое противостояние очевидному представляется маловероятным. Скорее всего, конкурс, действительно не проводился, либо программы рассматривались без участия основного творческого производственного ядра студии, то есть, кулуарно, а значит – тенденциозно.

Вопрос второй. Когда не справившийся с работой Кабинет Министров уходит в отставку, он уходит целиком. Исключение, если вице-премьер был в оппозиции к премьеру. Но тогда, став премьером, он, формируя кабинет, вряд ли возьмет себе замом политического противника. Что же мы видим на Одесской киностудии?

По словам гостей пресс-клуба, Ольга Неверко назначает своим заместителем Т. Яворскую. Яворскую, которую Союз, как писалось выше, обвиняет в развале студии. Пусть комиссия не вынесла решения ни по одному из 32 пунктов обвинений, высказанных Союзом в адрес Яворской. Пусть эта комиссия пока даже не назначалась. Но такое кадровое решение О. Неверко, по меньшей мере, нелогично и не этично по отношению к Союзу. Оно сразу же свидетельствует о продолжении конфронтации между дирекцией студии и Союзом кинематографистов. С этого ли следовало начинать? Поскольку О. Неверко была заместителем директора студии, то и на ней лежит доля ответственности за создавшееся на студии положение. Если же нынешний директор расходился во взглядах с прежним, то нынешний расклад тем более нелогичен. Но скорее всего, мы имеем дело просто с рокировкой, которая, как в шахматах, может быть рассмотрена лишь как тактический ход.

Подчеркиваю, это только мои рассуждения...

Однако я глубоко убеждена, что директором творческого коллектива должен, в первую очередь, быть человек творческий (недаром на всех крупных студиях России директорами стали режиссеры). Сторонники О. Неверко как аргумент в ее пользу говорят, что у нового директора два высших образования. Правда, я не знаю, какой факультет университета окончила Ольга Неверко (в материалах, связанных с нынешней ситуацией, это не уточняется), да это и неважно, но зато многократно повторяется, что она экономист. Только вот нынче почти во всех технических вузах есть свои экономические и юридические факультеты, готовящие кадры экономистов и юристов для своего профиля. А в общем, был бы опыт, это главное. Опыт работы в кинематографии у Ольги Неверко есть. Но... менталитет дистрибьютора, экономиста не может, по определению, совпасть с менталитетом творца. Одного всегда больше волнует касса, другого – художественная ценность фильма. Экономическая целесообразность чаще всего вступает в конфликт с традициями, принципами сохранения исторических ценностей. Через несколько месяцев Одесская киностудия будет праздновать свое 85-летие. По распоряжению Одесского губиисполкома о национализации предприятий кинофотопромышленности от 23 мая 1919 года разрозненные киноателье влились в киносекцию политотдела 41-й дивизии Красной Армии и были приняты на ее "котловое довольствие". В 1922 году киносекция вошла в ВУФКУ. В 1938 году в Одессе уже была именно киностудия. Был период, когда с 1944 по 1954 гг. студия работала лишь как кинофабрика, то есть, была лишь производственной площадкой. Но в этом году будет ровно 50 лет, как гордая надпись "Одесская киностудия художественных фильмов" снова украшает здание на Французском бульваре. И вот теперь возникли опасения, что студия снова может в лучшем случае превратиться лишь в кинофабрику.

Союз кинематографистов считает, что вина за такую плачевную перспективу лежит на чиновниках облгосадминистрации. Если учесть, что "область" сменила в свое время такую территориальную единицу, как губерния, то невольно вспоминаешь Николая Васильевича Гоголя: "Я тебя породил, я тебя и убью!"

(Окончание следует.)

Елена КОЛТУНОВА.