Номер 20 (663), 30.05.2003

НАЙТИ СВОЕ МОРЕ

Весенний фестиваль французского кино, проходивший в кинотеатре "Одесса", завершился показом необыкновенного фильма "27 украденных поцелуев", производства Грузии-Франции-Великобритании.

Всего было показано четыре фильма, но большого разговора заслуживает только один, вышеупомянутый. И все же следует хоть немного поговорить и о других.

Лучшим из этих трех фильмов мне показался фильм "Снежное путешествие" Клода Миллера. Его с одинаковым успехом можно отнести и к детективу, и к психологическому кино. Герой – десятилетний мальчик, ненавидящий своего отца. Ребенка во сне и наяву преследуют видения гибели отца. Эти видения сняты, как фильмы – "ужастики". Но страшны не они, а то, что происходит с ребенком, запуганным отцом-педофилом. Впрочем, о последнем в фильме сказано с достаточным тактом. Истина подтверждается лишь в финале, когда выясняется, что отец был тем самым насильником и садистом, которого за убийство детей разыскивала полиция. Вот такая зимняя сказка в рождественские каникулы, снятая как рождественская же открытка.

В отличие от целомудренного разговора о человеческих извращениях в фильме Миллера, режиссер киноленты "Интимные сцены" Катрин Брейа, прозванная "дряной девчонкой французского кино" (среди ее работ есть цензурой запрещенные по нравственным мотивам), откровенно эпатирует и цензуру, и зрителей. Обходя запрет цензуры на показ натуральных мужских достоинств в возбужденном состоянии, она заменяет их натуралистично выполненными муляжами. Это не просто эпатаж, а издевательство над бессильной в данном случае цензурой, т.к. муляж выглядит намного более пошло, нежели выглядел бы актер, снявшийся обнаженным.

Третий фильм – это лента Патриса Шеро с длинным названием "Те, кто меня любят, пусть садятся на поезд". Название повторяет последнюю фразу завещания некоего человека, который требовал похоронить его не в Париже, а в Лиможе. Родственники и друзья покойного пускаются вслед за катафалком в неблизкий путь. По пути успевает произойти многое: какие-то связи рвутся, какие-то отношения выясняются (в том числе и отношение к покойному). Связи между людьми охватывают весь спектр человеческих отношений, включая любовь как гетеро-, так и гомосексуальную. В фильме занято много известных актеров: Валери Бруно-Тадески, Шарль Берлинг, Жан-Луи Трентиньян и др. К сожалению, несмотря на отдельные интересные актерские работы, фильм получился запутанным и скучным.

Как уже было сказано, хитом показа стал фильм Наны Джорджадзе "27 украденных поцелуев" (сценарий И. Квирикадзе, М. Зверевой и Н. Джорджадзе).

Фильм Джорджадзе создавала с той же интернациональной командой, что и свой номинированный на премию "Оскар" фильм "1001 рецепт влюбленного кулинара".

Как большинство лучших грузинских фильмов, картина поставлена в жанре трагикомедии, но есть в картине элементы комедии эротической, элементы комедии характеров и есть притча. Старик – его играет Пьер Ришар – буксирует посуху свой старый корабль в поисках утраченного моря. Так или иначе все герои фильма ищут свое море. И 14-летняя Сибилла (какое многозначительное имя), влюбленная во взрослого мужчину, и Мики, сын предмета любви Сибиллы, сам влюбленный в эту шальную девчонку "с дурной кровью", девчонку без тормозов, без царя в голове. Вот такой необычный любовный треугольник. И несчастливая в браке героиня Амалии Мордвиновой тоже ищет свое море – просто море у всех разное.

Морской простор, открывшийся в финале фильма перед стариком и Сибиллой, поднимает их на другую нравственную высоту. Действительно, эта девчонка, этот "террибл чайлд" маленького живописного грузинского городка, насмотревшаяся на любовные забавы взрослых, умудряется оставаться удивительно чистой даже тогда, когда предлагает себя мужчине, которого любит.

Четырнадцатилетняя Нуца Кучианидзе, сыгравшая Сибиллу, – находка режиссера. Удивительная девчонка с удивительным низким, обвораживающим голосом. В ней сочетаются непосредственность, с которой обычно ведут себя перед камерой дети, с мастерством взрослой актрисы.

Картина Джорджадзе – призер многих международных кинофестивалей. В 2000 году она была удостоена двух призов в Авиньоне: за лучшую режиссуру и лучшую операторскую работу (камера – Федон Папамихаэль). На открытом кинофестивале стран СНГ и Балтии "Киношок" в 2000 году фильм получил специальный приз жюри. Еврокиноакадемия номинировала картину на награду "Феликс" за лучший сценарий (2000 г.). И, наконец, специальный приз жюри за лучший европейский фильм Международного фестиваля в Брюсселе, 2001 г.

Интересно переплетение традиций грузинского и французского кино. Есть в них нечто роднящее эти два темпераментных и ярких народа. В первую очередь – самоирония. Недаром так удачны французские фильмы Отара Иоселиани. Недаром так прекрасно прижился на грузинской земле "Мой дядя Бенджамен", превратившийся волей Данелия в очаровательный грузинский фильм "Не горюй!".

Грузинско-французская кинокухня отличается отменным вкусом. Хотя грузинский акцент в ней неистребим.

Елена КОЛТУНОВА.