Номер 48 (638), 22.11.2002

ЧЕСТЬ И БЛАГОРОДСТВО НА СЦЕНЕ МУЗКОМЕДИИ

О чести и благородстве можно говорить с трибуны трагедии, а можно, не умаляя этих высоких понятий, сказать, оставаясь в рамках комедии. Расширяя высказывания Мольера о том, что "все жанры хороши, кроме скучного", добавим, что все жанры пригодны для утверждения истины.

Еще в 1843 году Ф. Дюмануарэ и А. Денери написали веселую героическую пьесу о благородном заступнике сирых – рыцаре чести доне Сезаре де Базане. Пьеса под названием "Испанский дворянин" пользовалась успехом и обошла весь мир, не минуя и Россию. В 50-е годы XX века "Дон Сезар де Базан" шел на сцене Театра имени Пушкина в Ленинграде (по этому спектаклю, где блистали Чесноков и Боярский-старший, был снят фильм). Шел спектакль и в Одесском русском театре (в превосходной сценографии М. Ивницкого).

Однако честь и благородство нужны во все времена. Это и подвигло драматурга В.Валового и композитора Е. Ульяновского на создание музыкальной версии спектакля. К ним присоединился еще один одессит, правда, в отличие от Валового и Ульяновского, работающий в России, – это заслуженный деятель искусств России режиссер В. Подгородинский. В содружестве с дирижером А. Певцовым, художником С. Зайцевым, балетмейстером, заслуженным артистом Украины И. Дидурко и художником по костюмам Е. Лесниковой они создали веселый красочный спектакль.

Необыкновенно динамичный – музыкальные и балетные номера идут буквально один за другим, связанные непринужденным текстом. Спектакль и идет, и смотрится на одном дыхании. Говоря коротко, новый спектакль – это праздник на сцене. Праздник вокала, пластики, костюма и декораций.

На пресс-конференции, предваряющей спектакль, В. Подгородинский говорил, что он создал не оперетту, не мюзикл, а шоу. Причем шоу-фарс, что, правда, не совсем отвечает его первоначальным замыслам, но оказалось продиктованным музыкой Ульяновского. Честно говоря, фарса я не увидела, есть лишь элементы гротеска в костюмах и образах Маркизы (заслуженные артистки Украины В. Фролова и Т. Тищенко) и Маркиза (заслуженный артист Украины Н. Завгородний и лауреат конкурсов артистов оперетты П. Коломийчук). Кстати, оба актерских дуэта пользуются большим успехом. Особенно очаровательны их номера с бабочками и собачками. Забавный комический образ первого министра дона Антонио создал Ю. Невгамонный. В небольшой роли Короля важна вокальная партия – в ней буквально по-королевски звучит баритон заслуженного артиста Украины С. Ковалевского. Театр можно поздравить с хорошим приобретением: выпускник Днепропетровского театрального училища Д. Фалюта оказался прелестным мальчиком Лазарильо.

И наконец, главные герои.

Дон Сезар де Базан – нар. артист Украины В. Фролов, еще раз подтвердивший, что пока в театре ему нет равных. В его исполнении де Базан – фигура яркая, пластичная, героическая и ироническая одновременно. Словом – Фанфан Тюльпан.

Нежную и одновременно зажигательную Маритану исполняют засл. артистка Украины Ольга Оганезова и молодая артистка Ирина Ковальская. Обе обаятельны, темпераментны, прекрасно справляются с вокальной партией. Ольгу Оганезову одесситы знают уже не первый год. Ее артистические данные не вызывают сомнений. Но и Ирина Ковальская оказалась достойной того, чтобы играть одну роль с уже заслужившей признание актрисой.

В конце немного о либретто и музыке. Либретто – это сокращенный вариант первоисточника с введенными музыкальными (в соответствии с жанром) номерами и стихотворным переложением прозаического текста. К нему не стоит очень придираться, не он главное в этом спектакле. Тем более, что есть довольно смешные реплики. Но, простите, когда в дуэте с Маританой дон Сезар де Базан поет куплет, достойный репризы Михаила Задорного, – "Этот день никогда не забуду, знаю завтра повешен я буду!" (каким, поистине, склерозом надо обладать, чтобы за сутки, оставшиеся до казни, забыть день, в который ты был осужден к повешению), то получается настоящая "Вампука".

Пародийной оперы "Прекрасная Вампука" достоин и эпизод, в котором Дон Сезар по обнаженной руке юной Марианы (лицо и фигура девушки скрыты вуалью) не может отличить ее от старухи, хотя на протяжении всей своей арии эту руку ласкает.

Музыка звучит достаточно мелодично, есть красивые номера (звучанию помогает новая звукотехника). По дороге домой я все время напевала мелодии из спектакля. Только почему-то, пытаясь напеть арию Маританы из начала II акта, я невольно постоянно сворачивала на Танголиту, а в дуэтах Маркизы и Маркиза мне все мешал Кальман и ария Адели (Штраус, "Летучая мышь"). И вообще всюду грезился Альбенис с его циклом испанских городов. Но, увы, даже знаменитому Таривердиеву не удалось избавиться от наваждения музыки Френсиса Лея... Влияния классики и просто очень хорошей музыки трудно избежать.

Елена КОЛТУНОВА.

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.