Номер 47 (1440), 27.12.2018
Театр "На Чайной" снова собирается порадовать публику премьерой.
Режиссер Александр Онищенко взял в работу пьесу нобелевского лауреата Гарольда Пинтера "Кухонный лифт" о двух плохих парнях, оказавшихся на странной квартире в Бирмингеме, где томительное ожидание очередной жертвы то и дело прерывается скрежетом кухонного лифта. И после каждого движения данного механизма атмосфера становится все тревожнее. Так может скрежетать уключина весла ладьи Харона, уносящей в царство мертвых. Что происходит, чем закончится? Зритель не должен этого понимать до последней мизансцены. Так называемый "пинтеризм", допускает множественность смыслов и трактовок, ситуации реальны, а некоторые диалоги заходят в тупик, дело попахивает абсурдом. Истерический спор героев, как правильно говорить: "поставить чайник" или "зажечь чайник", отодвигает момент истины, который наступит только в финале.
Роли Бена и Гаса репетируют Никита Шумский и Александр Колесниченко.
Напомним, что "нобелевка" по литературе была присуждена Гарольду Пинтеру в 2005 году за пьесы, в которых он "приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения". "Кухонный лифт" написан в далеком 1957 году. Но Саше Онищенко эта история бандитских разборок представляется вполне современной. Есть даже идея оформить пространство сцены в духе стиля "жлоб-арт", разрабатываемого украинским художником Иваном Семесюком. Перед нами - этакие современные "братки", перед которыми стоят сложные задачи. Каждую ситуацию можно "раскрутить" и так, и эдак. "Пинтеризм", основанный вроде бы на реальности, мерцает абсурдистскими ситуациями, допуская неоднозначные трактовки действий персонажей - как видимых, так и невидимых, о которых зритель может только догадываться.
На сцене пока нет декораций, есть деревянные помосты и кровати, служащие временным (кое для кого чуть ли не мгновенным) пристанищем двум маргиналам. Судя по всему, это молодые киллеры по вызову, простые исполнители, один из которых в чем-то накосячил, и это не сойдет ему с рук.
Гас (в лихорадочном возбуждении). Я ведь тебе сказал, кто здесь теперь хозяин? Сказал.
Бен со злобой бьет его в плечо.
Я тебе сказал, кто здесь распоряжается, сказал?
Бен со злобой бьет его в плечо.
(Яростно.) Так зачем он играет в эти игры? Вот что я хочу знать. Зачем он это делает?
Бен. В какие игры?
Гас (неистово, наступая на него). Зачем он это делает? Мы же прошли проверку. Мы уж давно прошли проверку. Мы вместе ее проходили, ты же помнишь? Мы уж столько раз показывали себя в деле. Мы всегда выполняли свою работу. Зачем он все это делает? В чем смысл? Зачем он играет в эти игры?
Гас (Саша Колесниченко) - улыбчивый крепыш, простоватый и откровенно недалёкий парень, другой бы на его месте уже давно разгадал страшную загадку ожидания в пустой квартире. Только шестое чувство, так называемая "чуйка" тревожит это диковатое существо, с шумом нюхающее воздух. Идеей фикс для Гаса стало желание попить чайку, но в доме, где они прячутся, газовый счетчик, требующий монет. А монет с собой не захватили. Получается интересная перекличка: Гас - газ, чай - "Театр на Чайной", где принято после спектакля совместно пить бодрящий напиток, обсуждая увиденное. Бен (Никита Шумский) - невозмутимый паренек западноевропейского типажа. Его лицо становится маской, скрывающей истинные эмоции. Работа над новой постановкой в разгаре, и уже не терпится увидеть конечный результат.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.
Материалы полосы подготовила Виолетта СКЛЯР.