Номер 46 (636), 08.11.2002

РАЗВРАЩЕНИЕ

Начну с вопроса: "Образование облагораживает или развращает?" Что, дикий вопрос? Не спешите пожимать плечами. Представьте себе молодого врача или юриста, или даже педагога. Представили? А теперь представьте его путь к диплому. Этот путь начался ведь, пожалуй, еще с детского сада, прошел через школу, выпускные экзамены, вступительные экзамены в вуз, зимние и летние сессии, защиту диплома. И, практически, на всех этапах этого большого пути родителям (или, случается, самим студентам) приходилось раскошеливаться. В детсаду, в школе обращение к кошельку учащегося (его родителей) называлось по разному, самое резкое слово, характеризующее этот негласно узаконенный грабеж, – поборы. Что касается процесса обучения в вузе, то здесь более уместна терминология, принятая в уголовно-процессуальном кодексе, – взятки.

И вот молодой специалист, усвоивший, что взятка есть зло неизбежное, и желая "оправдать свои расходы" на образование (что при мизерности оплаты молодого специалиста представляется ему, естественно, делом первостепенной важности) тоже начинает собирать дань со своих пациентов, клиентов, учащихся... Вот такой порочный круг.

Взяточничество существовало всегда, но, отдав 20 лет высшей школе, смею заверить, что, если раньше были случаи зачисления по блату (подкрепленному энной суммой), то рядовые преподаватели принимали зачеты, проводили коллоквиумы и до одури сидели на экзаменах, как это не покажется странным нынешним студентам, задаром. Исключением в Одессе был филиал Киевского торгово-экономического института, где студенты (заочники и вечерники) приходили на экзамен, вооружившись тем, чем торговали: от колбасы и селедки до колгот и трусиков. Но, слава Богу, это липовое заведение (так его называли по фамилии директора – Липы) расформировали, устав бороться со взяточничеством и коррупцией в нем. Но смешно предлагать такой путь борьбы со взяточничеством во всех вузах. А бороться нужно. Взятка – эло не только само по себе.

Начнем со школы. Известно, что в школе существует интересная практика по формированию классов. Класс "А" формируется из детей наиболее зажиточных, престижных родителей. Им руководит самый сильный педагог (в годы детства моего сына в классе "А" учились главным образом дети моряков загранплавания). Класс "Б" – идет уже (простите за каламбур) классом пониже. И так по нисходящей. В классе с наиболее отдаленной от начала алфавита литерой собираются дети из малоимущих и неблагополучных семей. Им дают самую молодую и неопытную учительницу. Комментарии, как говорится, излишни. Мне могут возразить, что так дети меньше ощущают социальное расслоение. В ответ приведу слова учительницы класса "А", сказанные мне без всякого стеснения: "Помогите моему сыну поступить в ваш вуз, а я возьму вашего из класса "В" к себе, и он станет у меня круглым отличником". Итак, дети впитывают в себя с младых ногтей, что папины и мамины деньги играют не последнюю роль в школьных успехах. Это первый этап развращения. Все становится еще более серьезным в период получения аттестата и поступления в вуз. Здесь начинается уже не просто развращение, а взаиморазвращение. "Зачем зубрить, когда можно купить оценку?", "Зачем класть жизнь на этого тупицу, не лучше ли положить в карман зелененькую и выставить ему балл?". Не секрет, что прямым вымогательством педагогам не приходится заниматься. Один из простейших вариантов – написать методичку (что входит в обязанности вузовского педагога) и вынуждать студентов приобретать ее под угрозой провала на экзаменах. Второй – просто регулярно заваливать студента на экзаменах, пока в зачетке не появится купюра.

Я не склонна идеализировать всех своих бывших коллег, возможно, просто в массе студенты в 60-70-е годы были нищие (на некоторых под пиджаком даже рубашки не было, только заштопанный шарфик). Никто взяток не предлагал, все старались освоить профессию в силу своих способностей. Так что же? Значит, студент, развращаясь сам, развращает и педагога? Поэтому повторим еще раз – это процесс обоюдный!

И третья грань этой многогранной проблемы под названием "взятка": вуз выпускает недоучек!

Все вышеназванные проблемы обсуждались на заседании пресс-клуба реформ "Порто-франко". На встречу с журналистами пришли директор программы "Партнерство – за прозрачное общество" М. Коломиец, заместитель прокурора города Н. Полищук, начальник городского отделения госслужбы по борьбе с экономической преступностью О. Стецюк.

Интересные цифры привели гости клуба: каждый третий украинец за минувший год дал взятку хотя бы один раз. 27 % из них при этом испытывали унижение, 24 % – надежду, 20 % – стыд, 4 % – страх. 72 % граждан убеждены, что коррупция в Украине за последние годы выросла, 92 % – считают взяточничество распространенным явлением.

Что касается первого утверждения – о росте коррупции – то известно, что в 2001 г. по делу о взятках было возбуждено 53 дела (из них 6 связаны с вузами), в 2002 году выявлено уже 79 случаев передачи взятки (2 связаны с учебным процессом: вуз и школа).

УК предусматривает три статьи: дача взятки, взятие взятки, провокацию. Кстати, взятки работникам правоохранительных органов выделены в отдельную статью.

Но эти цифры не очень-то информативны. Выявить передачу взятки трудно. Подстава квалифицируется как провокация и уголовно наказуема. Необходимо заявление одной из сторон. В случае взятки в вузе, как правило, жалоба поступает от учащегося, при этом в 95 % случаев от тех, у кого на взятку попросту нет денег (что не исключает случая, когда нерадивый студент действительно ничего не знает и пытается таким образом "подставить" строгого педагога).

Интересен диапазон сумм, фигурирующих в качестве взятки. От 5 тысяч долларов за поступление в один из вузов Донецка, до 200 грн за аналогичную услугу в Ровно.

Кстати, в том же Ровно известен случай, когда группа студентов скинулась по 2 грн, и эту сумму преподнесла педагогу перед экзаменом. Педагог был шокирован (малой ли суммой или самим фактом – сказать трудно).

Интересно, что 100 долларов уже считается взяткой в особо крупных размерах. Впрочем, для кого-то 200 грн – это тоже огромная сумма. И вообще, как сказал когда-то знаменитый французский адвокат и политический деятель Пуанкаре: "С какого по счету бублика начинается кража?"

Так что пока студенты дают взятки, а педагоги их берут, а правоохранительные органы бессильно разводят руками – взятка, как зло, неискоренима.

Елена ГРИГОРЬЕВА.