Номер 42 (889), 09.11.2007
Не так давно в одном местном издании появилась статья, автор которой ставил под сомнение существование в сегодняшней Одессе достойных прозаиков. С точки зрения среднестатистического одессита, ассортимент нынешней одесской прозы и впрямь выглядит скудно. Хотя в городе издается не так уж мало книг (во всяком случае, в десятки раз больше, чем в советские времена), однако резко упавшая покупательная способность потенциальных читателей приводит к тому, что подавляющее большинство изданий читают разве что те, кому их подарят авторы.
Еще недавно бытовала такая шутка: "Писатель пописывает - читатель почитывает". Сейчас - по упомянутой выше причине - вторую часть "формулы" можно считать канувшей в Лету. Навсегда ли, неизвестно, но уж, по крайней мере, представить себе появление в ближайшее десятилетие автора, который по степени известности сможет сравняться хотя бы с Валерием Смирновым, не говоря уже о Жванецком, крайне сложно.
А это обидно, ибо в городе незаметно подрастает не хочу сказать, что когорта, но, по крайней мере, ряд достаточно интересных молодых прозаиков. Да, авторы "постперестроечного" поколения - еще нечастые гости в книжных издательствах: не у каждого из них есть богатые родственники, а спонсоры не спешат выкладывать свои деньги в раскрутку молодых авторов. Зато новые имена в изобилии представлены в интернете.
Возьмем, к примеру, группу молодых литераторов, год назад создавших группу "LITO.ОДECCА". Подозреваю, что имена членов этого творческого коллектива известны немногим землякам. Между тем, Анастасия Яковлева и Елена Кутинова два года назад стали лауреатами литературного конкурса "Золотое перо Руси", в котором принимало участие около 300 человек из восьми стран. Беру на себя смелость утверждать, что Елена Кутинова - явление в современной русскоязычной литературе не менее яркое, чем россиянка Ирина Денежкина или полька Дорота Масловская. Но И. Денежкина и Д. Масловская достаточно широко известны в своих странах, их называли соответственно "русской" и "польской Франсуазой Саган", они издаются неплохими по нынешним временам тиражами, их сочинения даже переводят на иностранные языки (недавно, к примеру, появился украинский перевод скандального романа Д. Масловской "Польско-русская война под бело-красным флагом", а в "Иностранной литературе" роман был напечатан еще в начале 2005 года), а очень близкий по характеру и художественному уровню "реалити-роман" нашей землячки "Ctrl -Alt -Delete" существует пока что лишь в интернет-версии, а если и выйдет отдельной книгой, то, скорее всего, в России. Кстати, одно из питерских издательств собирается выпустить сборник Е. Кутиновой, куда войдут премированный на упомянутом выше конкурсе рассказ "Банда слепых и трое на костылях" и повесть "Интервью с мертвецом" - иронический детектив в стиле Иоанны Хмелевской. Но вот от одесских издательств предложений Елене не поступало, хотя в последнее время она достаточно регулярно публикуется в местных сборниках и альманахах. Нашим издателям, а также тем любителям словесности, кто признает "виртуальную" литературу, рекомендую зайти на сайт по такому адресу:
http://www.lito.ru/club/odessa.
"Мопассанов" не гарантирую ("на вкус и цвет - товарища нет"), но, по крайней мере, будет видно, что представляет собою новая одесская проза.
Совершенно своеобразное явление - Анна Яблонская. Начинавшая как поэтесса (и сейчас продолжающая писать стихи), Анна все чаще поражает абсолютно нестандартными эссе, а недавно ее пьесу поставил театр "Тур де Форс".
Есть в городе и другие интересные молодые прозаики, однако кто об этом знает?! Стыдно сказать, но до сих пор не найти серьезного исследования новой одесской прозы - и это при том, что в городе - масса филологов, в т.ч. кандидатов и докторов наук. Между тем, в России и в "дальнем зарубежье" к нашим авторам относятся куда с большим интересом. Журнал "Октябрь" уже дважды полностью отдавал свои номера одесским авторам. Специальную подборку одесских литераторов уже четыре номера подряд публикует журнал "Меценат и мир" - примеры можно продолжать... И только в своем Отечестве, как всегда, не отыскать "пророка". Хорошо, хоть Интернет выручает...
Александр ГАЛЯС.