Номер 41 (1138), 2.11.2012
Накануне 102-й годовщины начала трамвайного движения в Одессе КП "Одесгорэлетротранс" (ОГЭТ) провело экскурсию по городу и музею трамвая и троллейбуса.
На экскурсию отправился прогулочный трамвайчик из тех, которые курсировали по городу в прошлом веке. Их осталось всего три, да и те уже переоборудованы. По Одессе же за 100 лет курсировали бельгийские, российские, рижские и чешские вагоны.
Как рассказал заведующий музеем ОГЭТ Александр Сандлер, первым в 1907 году был пущен трамвай в немецкой колонии Люстдорф (ныне - Черноморка). Курсировали три моторных вагона немецкого производства и три прицепных постройки одесского завода Рестеля, а сама линия соединяла поселение с Большим Фонтаном. В Люстдорфе были построены небольшое депо и административное здание, причём последнее уцелело, и по сей день любой желающий может увидеть его на проспекте Свободы, 100.
Однако точкой отсчёта трамвайного движения является 24 сентября 1910 года, когда в рамках Всероссийской выставки была открыта первая линия одесского электрического трамвая. Маршрут пролегал от арки Ланжерона через Александровский парк (ныне - им. Шевченко), Канатную и Греческую улицы к Греческой площади, где по проекту архитектора Минкуса был открыт павильон конечной остановки - с навесами от дождя, отапливаемыми помещениями и уборной. Позже на всех остановках были построены либо павильоны, либо грибочки, под которыми можно было укрываться от дождя. Один грибочек сохранился в районе станции Одесса-Малая. К открытию линии во временное депо на Лидерсовском бульваре были поставлены 10 бельгийских вагонов, из них 7 составляли ежедневный выпуск на линию. Водителей трамваев в Одессе называли ватманами, от слова вагоновожатые. Городская власть боролась с этим простонародным словом, запретив его произношение.
Как и все в Одессе, и трамвайное движение подверглось коммерческим ухищрениям. Бельгийцы, пустившие у нас электрический трамвай, много лет монополизировали одесский рынок. Не обошлось без участия городского головы. Когда все это открылось, градоначальнику пришлось освободить кресло.
Кстати, у электрического трамвая были предшественники: конный и паровой. Паровой трамвай способствовал расширению города, образуя трамвайные пригороды - дачные районы, куда легко и быстро можно было добраться паровиком, не испытывая необходимости подолгу трястись в пригородном шарабане. Правда, и тут не обходилось без курьезов. Предприимчивые одесситы вместо хорошего угля использовали низкосортный. Копоть садилась на одежду пассажиров, которые ехали в открытом вагоне, на шляпы, лица. И дачники приезжали на место в образе черных человечков.
Конка же обеспечивала удобным транспортом в городской черте. Любопытно отметить, что даже городской голова Маразли, чья дача была на Малом Фонтане, пользовался линией "конных железных дорог" по Французскому бульвару - она была открыта в год столетия Одессы и вела в Аркадию. Сегодня точно так же по бульвару везут к морю одесситов и гостей города вагоны пятого маршрута.
В царской России, а затем в советское время в центральной части города трамвайные линии шли буквально через улицу: по Чижикова, Пантелеймоновской, Арнаутской, Успенской, Жуковского, Греческой. Площадь Тираспольская разводила трамваи по всем улицам, выходящим из нее.
Во время гражданской и Великой Отечественной войн трамваи не ходили. При обороне Одессы на трамваях подвозили орудия и боеприпасы. Кстати, в 1941 году в Одессе планировали запустить троллейбус. Привезли 10 новеньких машин. Во время оккупации румыны угнали одесские троллейбусы и нещадно их эксплуатировали. И когда их заставили вернуть, пришли уже не подлежащие восстановлению машины. Но уже в 1950-е троллейбус наравне с трамваем заполнил улицы Одессы.
Как известно, одесситов продолжает будоражить идея метро. В 1960-е годы был разработан проект подземного трамвая по улице Преображенской (Советской Армии). Но он не был реализован. Планировалось пустить по улице троллейбусы, а под землей проложить рельсы. Но, видимо, одесситы перестраховались. Трамвай с улиц уберут. А пустят ли под землей, еще вопрос.
Сегодня по городу курсируют 150 трамваев и 100 троллейбусов. В том числе и новые, созданные по чешским проектам в Днепропетровске.
- Срок эксплуатации новых трамваев 16 лет, - сообщил директор КП "Одесгорэлектротранс" Дмитрий Полунин. - Мы очень ими довольны. Пока ни одной поломки. Остальной подвижной состав поддерживаем, как можем. На сегодня модернизировали 109 трамваев, сделали капитальные и средние ремонты троллейбусов. В то же время мы стараемся развивать трамвайное движение. Введены новые маршруты: № 14 - от парка им. Шевченко до Аркадии, № 23 - от автовокзала до 6 станции Большого Фонтана. Продлен маршрут № 12 - до Слободки. Все это для жителей и гостей города. Понятно, что маршруты нерентабельны. Но это уже вопрос к государству, которое должно дотировать проезд льготных категорий населения. Насчет изменения тарифов на проезд, могу успокоить: стоимость билета в ближайшее время не повысится.
Инна ИЩУК.