Номер 40 (785), 14.10.2005
ГАСТРОЛИ
Если быть точным, то встреча одесситов с Санкт-Петербургским театром комедии им. Н.П. Акимова состоялась не через 40, а через 42 года после феерических гастролей этого театра в 1963 г.
Гастролей, о которых вспоминали много лет, да и сейчас нет-нет и вспомнит кто-нибудь, и процитирует какую-нибудь острую фразу из одного из привезенных в тот сезон спектаклей "Опаснее врага".
Если кто-то возразит, что, мол, какая острота может быть в в текстах пьесы, написанной на злобу дня более 40 лет назад, то я позволю себе напомнить, что в пьесе речь шла о кампании против дураков, которые "опаснее врага". А дураки, так же как плохие дороги, не перевелись и сегодня. Их количество не убывает с уменьшением прироста населения.
А вот театров, сохраняющих свои традиции, свое лицо, свой, говоря современным языком, имидж, стало значительно меньше. А гастролей целых коллективов и того меньше. За все постсоветское время это лишь четвертый приезд в Одессу целой труппы (пусть меня поправят, если я кого-то забыла, но ни отдельные спектакли даже известных театров, ни антрепризные я в счет не беру. Во всяком случае, запомнились четыре гастроли.) Московский театр-школа современной пьесы И. Райхельгауза, Львовский театр им. Курбаса, потрясающий Русский театр из Эстонии и вот сегодня акимовцы.
Для журналистов знакомство с труппой театра началось с пресс-конференции, в которой участвовали практически все ведущие артисты театра во главе с художественным руководителем театра заслуженным деятелем искусств России, лауреатом премии "Золотой софит" Татьяной КАЗАКОВОЙ.
Отвечая на вопросы журналистов, Татьяна Казакова заметила, что после уничтожения государственной поддержки гастрольной политики театру лишь последние четыре года удавалось выезжать на гастроли (театр гастролировал в Москве, Минске, Сочи и сейчас в Одессе).
И то это чудо произошло только благодаря тому, что у театра появился бескорыстно влюбленный в акимовцев и вообще в театральное искусство попечитель Наталья Бовкун (называть себя спонсором Наташа категорически отказывается, так как ее устремления и задачи совсем другие, чем у большинства спонсоров).
Что такое гастроли для театра, добавила Татьяна Сергеевна, это обмен опытом, это новый зритель, это новая оценка своего творчества.
Так же художественный руководитель относится к практике киносъемок: "Главное, чтобы сценарий и фильм были хорошими. Съемки в хорошем фильме это продолжение профессии, это общение с другими актерами и режиссерами, это тоже обмен опытом. Удачная роль в кино это дополнительная реклама театра. И что тоже немаловажно, это дополнительный заработок, который очень и очень нужен артистам. Главное, что наши актеры, даже молодежь, никогда еще из-за съёмок не срывали работу в театре".
На вопрос, почему для гастролей выбрана на сей раз Одесса, отвечали практически все артисты. Для одних Одесса это город и люди, оставшиеся в памяти с гастролей 1963 г. Для других город-легенда, для третьих теплое море и золотая осень (вот уж чего в эти дни нет так нет), а, главное, все уже успели хоть по разу услышать такие одесские реплики, что еще раз поняли в Одессе скучно не бывает.
Вторым этапом знакомства (на этот раз к журналистам присоединились и зрители) стал концерт, которым труппа начала свои гастроли в Одессе.
Концерт получился теплым, каким-то домашним. Это было именно знакомство, личное знакомство зрителей с артистами, такое, как если бы их не разделяла рампа сцены.
Очаровательная Светлана Карпинская, которую зрители помнят еще по фильму "Девушка без адреса" (не говоря уже о ряде других кинолент), спела русский романс и песню военных лет (театр подготовил большой концерт к 60-летию Победы). Свои замечательные вокальные данные продемонстрировал заслуженный артист России Валерий Никитенко. Этот обаятельный, элегантнейший актер (он вместе с Т. Казаковой вел концерт) отдал дань своей родной Украине и спел неумирающий "Рушник". Народный артист России, неподражаемый Михаил Светин прочитал рассказ М. Зощенко "Больница". Народный артист России Анатолий Равикович по секрету рассказал одну, мягко говоря, пикантную историю из своей биографии, которая, как он ошибочно решил, должна заинтересовать именно одесситов. Заслуженная артистка России Ирина Мазуркевич с не меньшим блеском, чем в кинофильме Э. Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово", исполнила романс Андрея Петрова на слова Марины Цветаевой. Были и другие сольные выступления и были отрывки из спектаклей.
Высокий класс театра стал сразу очевиден, когда артисты Юрий Лазарев (засл. артист России) и Денис Зайцев разыграли отрывок из спектакля "Не все коту Масленица" А.Н. Островского. Вот уж истина уровень театра, как на пробном камне, проверяется на классике.
Очень хорошее впечатление оставил отрывок из современной пьесы талантливого драматурга А. Слаповского "Мой вишневый садик", в котором главную скрипку сыграл заслуженный артист России Артур Ваха.
А с 20 сентября акимовцы сыграли 7 спектаклей 6 пьес.
Вообще говоря пьес должно было быть тоже семь, как было обещано в нашем анонсе, но, к сожалению, из-за болезни народного артиста России Игоря Дмитриева спектакль "Ночь в Венеции" И. Тердзоли и Э. Вайме был заменен. Второй раз сыграли "Свадьбу Кречинского" А.В. Сухово-Кобылина. Думается, что зрители, которые попали на этот спектакль из числа тех, кто не был на нем 22 сентября, не были разочарованы. Впрочем, Михаила Светина можно смотреть не один раз. Тем более, что трагикомическая роль Расплюева, как он сам сказал на пресс-конференции, одна из его самых любимых. Михаил Разумовский, по которому сохнет не одна любительница сериалов и который обаял публику на концерте, исполняя под гитару песни, написанные его друзьями, создал яркий, выпуклый образ Кречинского (за эту роль в 2004 г. Разумовский получил премию "Золотой софит"). Вообще весь спектакль производит просто удивительное целостное впечатление. В его сценографическом решении чувствуется культура, лаконизм и изящество. Замечателен и актерский дуэт народного артиста России Эрнста Романова (Муромцев) и заслуженной артистки России Ирины Цветковой (Атуева).
Первый из спектаклей "Слишком женатый таксист" Р. Куни, честно говоря, лично у меня вызывал сомнения. Очень уж примитивно-пошлой казалась мне пьеса в той интерпретации, что довелось мне видеть до сих пор. Но культура и изящество, которое уже отмечались выше, позволили театру сделать и на этом материале просто легкий, забавный спектакль, уйдя от пошлости.
Очень хорошее впечатление произвел спектакль "Хочу сниматься в кино" Нила Саймона. Просто великолепен был в главной роли Анатолий Равикович. Вообще все трио Анатолий Равикович, Ирина Мазуркевич и Ксения Каталымова оставили самое лучшее впечатление.
Даже маленький отрывок из спектакля "Не все коту Масленица", как уже писалось, показал, что театр умеет в современных интонациях, но не разрушая ткани спектакля, ставить классику. На этом спектакле зрители снова встретились со Светланой Карпинской (влюбленной, как она сказала на пресс-конференции, в свою роль) и замечательной старейшей актрисой театра, народной артисткой России Верой Карповой.
В пьесе Нонны Слепаковой по мотивам Р. Киплинга "Кошка, которая гуляла сама по себе" зрители смогли познакомится с молодым поколением артистов театра.
Спектакль "Мой вишневый садик" тоже не обманул ожидания зрителей, побывавших на концерте и познакомившихся с отрывком из него.
Словом, ленинградцы устроили одесским театралам восемь дней праздника.
Единственно, что смущает одесситов, не придется ли снова ждать 40 лет следующих гастролей Санкт-Петербургского театра комедии им. Н.П. Акимова?
Елена Колтунова.
На фото Л. БЕНДЕРСКОГО: Михаил Светин; Анатолий Равикович.