Номер 39 (1035), 8.10.2010
10 октября во всем мире отмечается как День психического здоровья. Правда, у этого дня есть и другое название - День лиц с умственной отсталостью.
Мне, как социальному работнику, с такими людьми часто приходилось встречаться, помогать им.
РАЗНЫЕ СУДЬБЫ
Андрюшка в нашем детском неформальном приюте конца 1980-х стал своим как-то сразу. И откуда он узнал, что мы увезем несколько счастливцев в настоящее лето - с морем, палатками, друзьями и песнями у костра? Его круглые черные глаза в сочетании со светлой, коротко стриженой интернатской головкой создавали картину грустного ангела. При этом он был очень домовит и деловит, все расспрашивал, что брать, и всегда на прощание желал: "Не болей". У Андрюшки была травма головы, и соображал он, конечно, медленно. Но очень точно - как скажет, бывало, что-то о человеке, тихо так, только доверенному лицу - так "в десятку", будто сто лет прожил на свете и пуд соли съел с тем, о ком отзывался.
Андрюшку смотрела тетя-кореянка - экстрасенс, травница и всякое такое (по слухам, примерно в тот период она консультировала и даже вроде как массировала Ельцина - еще не Президента). Так вот тетя и сказала, что травма у Андрейки была сильная, ранняя, обидно незаслуженная, и что мать его вряд ли любила, а он ее - да. Впрочем, он всех любил, мне кажется, и букашек, и зверюшек, и людей (не любил только "профессионально злых"). И очень хотел учиться. Уж и не помню, читал ли он сам и с какой скоростью, но слушать любил безумно и сам сказки сочинял, странноватые, но добрые. Наверное, именно он, Андрейка, мог бы стать таким вот ангелом-хранителем, как в сказке...
Иришу в приют привели или направили, кажется, соседи, которые или знали, или почувствовали, что не место девочке дома с умственно-больным папой, когда мама попала в больницу. Очень вовремя, хотя лучше бы раньше, папа успел "прикоснуться" к дочке, нет, не побил, хуже (девочка в силу отставания в развитии только после долгой беседы с женщиной-психологом объяснила, что делали с ней папа с дядей, и на какое именно место он "надевал резиночку"). Ириша оказалась хорошей нянькой для малышей одной многодетной интеллигентной семьи, приехавшей к нам на отдых. Еще немного - и взяли бы ее с собой не то что погостить - поработать, помочь, пожить. Выросшая Катя говорит, что Иру помнит и даже разговоры дома помнит о том, что в семье может появиться еще одна дочка...
Владик и Виталик убегали регулярно. Но очень любили гостей. И иногда, встреченные нами на улице, возвращались, узнав, что мы на днях придем с гостинцами. Сделать в специнтернате ничего не могли, парни росли быстро и уходили все на более долгий срок. Мама и папа - сами инвалиды - могли только волноваться и ждать - просчитать ребят было сложно даже опытным педагогам...
Приводить примеры можно бесконечно, по статистике умственная отсталость широко распространена среди населения всего мира, принято считать, что ею страдают от 1 % до 5 % людей. Так что только если вы очень избирательны и малообщительны, вам удастся сделать вид, что это не ваша проблема, и такие люди в вашей вселенной не существуют.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО И ОТ ДУШИ
Занимаясь с такими детьми, поневоле мы начали читать учебники по психологии и медицинскую литературу. И неизменно возникало желание поспорить или взглянуть на проблему глубже, с практической точки зрения. Вот несколько примеров, взятых буквально наудачу.
"Интеллектуальная недостаточность обусловлена внутриутробным недоразвитием мозга или его поражением в первые три года жизни.
Или, извините, отсутствием впечатлений в первые годы жизни. Но это уже новая тема - социальная инвалидность беспризорных с самого раннего детства.
"У некоторых детей с умственной отсталостью имеются ярко выраженные внешние признаки (например, болезнь Дауна). В иных случаях никаких внешних особенностей нет".
Хорошо это или плохо? Конечно, ярко выраженного "дауненка" скорее обидят, но не меньшая сложность, когда якобы нормальный внешне рискует попасть под удар здоровых, когда они почувствуют его слабину. Сколько таких вот ребятишек становятся профессиональными "шестерками" или проходят другие ступени роста у криминалитета?!
"Умственно отсталые дети и подростки испытывают наибольшие затруднения в понимании причинно-следственных отношений".
Да, и поэтому возможны абсолютно безумные действия. Тут уж все зависит от темперамента: меланхолик будет переживать, а холерик, скорее, заставит переживать других.
"Мышление таких детей конкретно, им крайне сложно перенести усвоенный опыт решения задачи в новые условия".
И потому тем же беспризорникам нужны совсем другие учителя, и не стоит гордиться интеграционными программами.
"Все виды деятельности и поведения людей с интеллектуальными проблемами обеднены, однообразны, таким людям сложно переключаться с одного вида деятельности на другой".
И потому им трудно одним, им нужны "поводыри", и это нормально, и это должно быть как-то учтено в схемах работы приютов, коммун, поселений людей с умственной отсталостью.
"За такими детьми необходим особый присмотр, так как они зачастую не осмысливают опасность, не могут прогнозировать последствий своих действий".
Однако присмотр, а не надсмотр, не пускать их тоже не стоит - все равно найдут способ улизнуть.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Я вижу схему построения очередной педагогической утопии - небольшого поселка, где может проживать достаточно много людей и детей с умственной отсталостью.
Там всего лишь должны быть:
- хорошие дороги и добрые мудрые руководители;
- неторопливая школа с разными видами обучения;
- много бабушек и дедушек, которым некуда спешить и они могут уделить свое время тем, у кого за жизнь скопилось много вопросов;
- животные - непородистые кошки, собаки и лошади (ну и, конечно, козы, коровы, куры, гуси, утки и другая сельская живность);
- спортплощадки с продуманной системой снарядов;
- центр культуры, проводящий всевозможные вечера общения;
- много небольших производств, использующих ручной труд;
- понимающие врачи и психологи (лучше, если они будут заняты в научных исследованиях по смежным темам - у них будет много интересного материала);
И так далее...
ТАК ДАВАЙТЕ, ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ...
Иногда мне кажется, что это не они отстали, а мы к ним опоздали - кого-то поймать, когда обезумевшая от своих проблем юная мамашка выбрасывает свое новорожденное чадо из окна девятого этажа, или когда отчим или выпивший отец упражняется в умении стукнуть, "чтоб запомнил", да мало ли еще чего...
А вот в Европе уже не хотят опаздывать. Там возникло много коммун, построенных по схеме "деревня дураков". По словам нашего старого друга, известного журналиста Валерия Хилтунена, видевшего воочию сотни подобных коммун, "люди, живущие там, рядом с, казалось бы, очень тяжелыми инвалидами, счастливы, они чувствуют себя нужными и делающими нечто конкретно полезное. А среди них нередко встречаются и профессора ведущих университетов Европы и мира, и даже бывшие миллионеры, которые свои миллионы не потеряли, а раздали и ушли в такие вот "деревни для дураков".
Так давайте попробуем приходить вовремя, ангелы, дежурные ангелы (независимо от диплома).
Материалы полосы подготовила
Раиса КРАЕВА.