Номер 38 (834), 29.09.2006
ЛИЧНОЕ
МОЯ МАМА БИБЛИОТЕКАРЬ... И ЭТИМ ВСЁ СКАЗАНО
Моя мама совершенство во всех отношениях.... Школа с золотой медалью, университет с красным дипломом, работа сплошные "подяки" и грамоты. А в тихой библиотеке развила такую кипучую деятельность, что весь город гремит. То придумала проект "Одесса читает", то создала информационный центр, а то вот совсем недавно организовала празднование 115-летия библиотеки, совпавшее со 150-летием И. Франко, чье имя носит сей храм книг, и 175-летием её основателя Г.Г. Маразли. И если у меня в жизни что-то и получилось, то, наверное, только потому, что была она самая-самая, и мне всегда хотелось не отстать, хотелось хоть в чем-то быть похожей на нее. Да простят меня уважаемые читатели за такое вступление. Дальше речь пойдет только о маме и о ее деле.
САМОЕ ТРУДНОЕ И ЛЮБИМОЕ ДИТЯ
На работе она Наталья Дмитриевна Клыкова, директор Централизованной библиотечной системы для взрослых города Одессы. В ее подчинении центральная библиотека имени И. Франко, 20 филиалов в разных районах города, 175 сотрудников, библиотечный фонд сотни тысячи книг, брошюр, журналов, плюс массовые мероприятия, плюс помещения со всеми коммунальными проблемами, плюс новомодные тендеры, открытые торги и прочая, и прочая, и прочая...
Сегодня для меня библиотека это как трудное дитя, объясняет Наталья Дмитриевна. Говорят же, что тяжелых, болезненных детей больше любят. Так и с библиотекой. Чем более трудные дни она переживает, чем больше проблем на нее обрушивается, тем сильнее мне хочется что-то сделать, чтобы вывести ее из кризиса, из незаслуженной опалы, чтобы поднять ее престиж. Хочется доказать, объяснить всем, что библиотека нужна. А при наших рыночных отношениях нужна еще больше. Учебные пособия, справочники, словари стоят баснословные деньги, а школьникам и студентам без них не обойтись. Да и нынешние бестселлеры не всем по карману. А в библиотеке они есть, мы следим за литературной модой. Кроме того, у нас есть вся периодическая печать приходи и читай. В принципе, одесситам это доказывать не надо они и так ходят и читают. Доказывать порой нужно чиновникам, многим из которых почему- то кажется, что в библиотеках сегодня пусто и, значит, их нужно закрывать. Так и хочется сказать: да не поленитесь, зайдите в будний день, в разгар учебного года и посмотрите яблоку негде упасть, сотрудники за весь день присесть не успевают. Не закрывать нужно библиотеки, а, наоборот, модернизировать, компьютеризировать, оснащать современным оборудованием, создавать электронные базы данных, словом, расширять их возможности работы с читателями. И, конечно же, пропагандировать библиотеки среди населения. Сегодня, чего греха таить, само слово "библиотека" среди обывателей звучит как-то непрестижно. То ли дело интернет-клуб. Так вот, мы должны объяснить людям (тем, кто еще не знает), что сегодня в библиотеке (по крайней мере, в нашей) они могут получить все, что и в интернет-клубе, даже больше. У нас есть такой же доступ к интернету, грамотные, квалифицированные специалисты, которые по любой теме дадут консультацию, подскажут, где и что искать. Кстати, многое из того, что содержится в наших книгах, в интернете не найдешь.
НЕ РАССТАВАЯСЬ С КНИГОЙ
В библиотеке Наталья Клыкова оказалась не сразу. Хотя, как сейчас признается, это самая органичная и естественная работа для нее. Потому что она с раннего детства любила читать до такой степени, что практически ничем другим в свободное время и не занималась. Сверстники гоняли, бузили под окнами (выросла она в старом одесском дворике на Базарной), звали на улицу, а она нет, не могла оторваться от очередной любимой книжки. Причем любовь к чтению ей никто особо не прививал. Родители рабочие (мать трудилась на обувной фабрике, отец на стройке), книг в руки практически не брали. Как-то сама собой эта любовь пришла.
Я одалживала книжки у друзей, у знакомых, если видела на полке что-то новое, просила дать почитать. Тогда это как- то модно было читать, всем интересоваться. Я еще и в школе такой оказалась, как сейчас говорят, престижной. В Первой железнодорожной, что на Пироговской, в ту пору учились дети одесской элиты директоров заводов, профессоров, высоких военных чинов. Из семьи рабочих я одна. Мне ужасно хотелось не отстать, тоже быть умной и образованной, всесторонне развитой.
После школы она, конечно же, подалась на филфак. Окончила университет с красным дипломом. Затем 10 лет учила иностранных студентов русскому языку. А потом захотелось чего-то более спокойного, домашнего. Может быть, потому что я, ее непутевая дочь, росла, и было трудно, а, может, потому что окончательно победила любовь к книгам. Словом, она пошла в библиотеку.
Мне тогда исполнилось двенадцать, я уже тоже любила читать и сразу оценила преимущества новой маминой работы. Передо мной открылся безбрежный книжный мир десятки, сотни интересных изданий, которые можно взять домой без всякой очереди! И когда я тоже поступила на филфак, мне было легко, потому что у меня опять же без всякой очереди были и памятники литературы Древней Руси и романы "потока сознания". И мама, которая все это тоже проходила...
НИКТО БОЛЬШЕ НЕ ЧИТАЕТ ДЛЯ ДУШИ
Сейчас чтение изменилось, считает Наталья Дмитриевна. - К сожалению, сегодня все доступно, все без очереди, но уже практически никто не читает для души. Школьники, студенты да и взрослые в основном приходят за литературой, которая необходима в учебе, работе. Они относятся к книге и к библиотеке прагматически. А вот чтоб, как в былые времена, кто-то взял роман Толстого и просто читал у окошка, получая от этого удовольствие, такого нет. В принципе, подобное положение вещей объяснимо изменился ритм жизни, увеличились нагрузки у тех же школьников и студентов. Они порой просто физически не успевают читать. Но, с другой стороны, в стране отсутствует популяризация книги, чтения. Ребятишки с младенческого возраста знакомятся с компьютерными играми, привыкают к глупым телесериалам. А потом плавно переходят к чатам в Интернете, к "ужастикам" на видео. Они зачастую даже не догадываются, что вместо всего этого можно почитать того же Жюля Верна. Им никто этого не объяснил. Ни родители, которые вечно заняты, ни учителя, которые сейчас, по-моему, из всей литературы помнят и популяризируют только Тараса Шевченко...
Вот библиотека и решила восполнить пробел. Новый проект получил название "Литература и нравственность". Суть его в том, чтобы привлечь внимание детей и взрослых к действительно достойной, серьезной, нравственной литературе.
Вот только начав этот проект, мы столкнулись с реальной трудностью, делится Наталья Дмитриевна. Оказалось, очень нелегко выбрать действительно достойную литературу. Понятно, что есть классика, которая не нуждается в доказательствах своей художественности. Но ведь кроме классики хочется предложить читателям что-то еще. А из современной литературы очень трудно выбрать то, что было бы и современно, и высокохудожественно, и нравственно. Тот же "Парфюмер", которого сейчас ввели в школьную программу. Да, интересное, неординарное произведение, но, согласитесь, его сюжет об убийствах... Послужит ли он неким духовным, нравственным ориентиром для детей?
И решили библиотекари вынести свой проект, что называется, на всенародное обсуждение. Сегодня каждый одессит может принять в нем участие. Поделиться своим мнением, составить, говоря модным языком, свой хит-парад современной литературы, попытаться его обосновать. Любителей книг приглашают включаться в этот отбор.
Иногда Наталья Дмитриевна устает от своей кипучей деятельности.
Быть библиотекарем это одно, а директором совсем другое, вздыхая, делится она. Приходится решать массу отнюдь не книжных вопросов.
В такие моменты она утверждает, что хочет бросить все, сидеть дома и, как в юности, спокойно читать книги. Признаться честно, и мне б этого хотелось чтобы она действительно сидела дома, помогала мне с детьми... ох! Но я прекрасно понимаю, что в ближайшее время этого не произойдет. Пока престиж библиотек не поднимется, пока библиотеки не выйдут из незаслуженной опалы, они будут ее самыми трудными и любимыми детьми. И она с ними не расстанется.
Елизавета РАДИШЕВСКАЯ, заместитель редактора газеты
"Слово".
(специально для "Порто-франко").