Номер 37 (884), 05.10.2007
В пятом классе мы начали учить французский язык. Не скажу, чтобы достиг в этом деле серьезных успехов, но учительницу французского люблю до сих пор. Впрочем, это признание могут повторить вместе со мной сотни, если не тысячи ее учеников. Да ее и невозможно не любить, Ольгу Сергеевну Кашневу...
У каждого педагога, даже самого посредственного, почти наверняка найдется пара-тройка учеников, о которых он может гордо сказать: "Мои воспитанники". Ольга Сергеевна - педагог блестящий, настоящая "звезда" нашей школьной педагогики, и статус многих ее учеников - тоже звездный. Попадая в классную комнату, где учатся ее нынешние ученики, поневоле заглядишься на десятки фотографий, уже с трудом умещающихся на стенах. На них - юные, прелестные лица, абсолютно неузнаваемые, даже если заранее знаешь, кто это. А если не знаешь, то будешь долго блуждать взглядом, пробуя угадать, где тут Ирина Апексимова, или Татьяна Лютаева, или Нонна Гришаева. Но это сейчас мы не без удивления вглядываемся в фотографии нынешних знаменитостей (ты смотри, и они тут учились!), а Ольга Сергеевна говорит о них просто - Ирочка, Танечка, Сашенька, Костенька...
30 лет назад Ольга Сергеевна задумала в самой обычной одесской школе № 37 создать класс, в котором главными предметами были бы искусство, театр. Почти два года продолжались хлопоты, но она добилась своего: такой класс с тех пор именуют "театральным" и Ольга Сергеевна - неизменный руководитель всех четырнадцати его выпусков. Много интересного рассказывает они о своих знаменитых воспитанниках.
Татьяну Лютаеву, оказывается, сначала не хотели брать в класс. Олег Сташкевич (нынешний литературный секретарь Михаила Жванецкого), который в начале 1980-х вел занятия по актерскому мастерству, даже прозвал ее "конфетно-ленточной девочкой". Но Татьяна так хотела попасть в этот класс, что она буквально по пятам ходила за классным руководителем, и Ольга Сергеевна, добрая душа, видя такую страсть, что называется, вымолила ей место в классе. И как счастлива была она, увидев свою выпускницу в роли Насти Ягужинской в телесериале "Гардемарины, вперед!", после которой бывшая одесская школьница стала одной из самых популярных актрис Советского Союза.
Зато не было проблем с поступлением у Ирины Апексимовой. Тут талант был виден совершенно отчетливо. В классе Ирина стала старостой, но была не только формальным, но и неформальным лидером. У хрупкой, на первый взгляд, девчонки уже в школе в полной мере проявился бойцовский характер, так помогающий ей в жизни. Взять, к примеру, хотя бы такой эпизод из жизни актрисы. Будучи ведущей "молодой героиней" МХАТа, она - в силу разных причин - была уволена из театра его тогдашним главрежем Олегом Ефремовым. Обычно в таких случаях актеры "глотают обиду" и ищут себе новое место работы. Однако Ирина пошла наперекор традиции. Она - и это единственный случай в более чем столетней истории МХАТа! - по суду добилась восстановления на работе. Правда, придя в театр, Ирина из принципа тут же подала заявление об уходе. Сейчас Апексимова не только актриса, но и продюсер, весной этого года привозила в Одессу театральную версию "Веселых ребят".
Увлекательна и судьба Анны Шафажинской.
- Аня начинала как эстрадная певица, - рассказывает Ольга Сергеевна, - у нее даже был роман с Киркоровым. Она давала мне читать его письма, потому мне трудно поверить, будто Филипп всю жизнь был влюблен в Аллу Борисовну.
Но эстрадным подмосткам Анна предпочла оперную сцену. Она окончила знаменитую московскую музыкальную академию имени Гнесиных, где на одном из концертов ее приметила Тамара Синявская и взяла с собой на гастроли в Канаду. Теперь Анна - неоднократный лауреат международных конкурсов, с успехом гастролирует по миру и даже пела с самим Лучано Паваротти.
Артур Офенгейм уже в школе отличался начитанностью, писал стихи, прекрасно знал историю театра. В дальнейшем, став актером, он прославился тем, что в моноспектакле "Гамлет" сыграл абсолютно все роли лучшей пьесы мирового репертуара (любопытно, что первым в мире, кто отважился на подобный эксперимент, тоже был одессит - Владимир Рецептер. Но затем Артур пошел по стопам отца, театрального режиссера, одно время руководил Иркутским драматическим театром, сейчас ставит спектакли в российских театрах, снимает телесериал.
Это всего лишь несколько ярких примеров, а вообще много выпускников "театрального" класса так или иначе связали свою жизнь со сценой или экраном.
А вот Сусанна Альперина стала журналистом, сейчас возглавляет отдел культуры в общенациональной российской газете. Тем не менее, она считает, что основы ее профессиональных успехов заложены были еще в школе.
- Ольга Сергеевна и наши педагоги, - говорит Сусанна, - привили нам не только любовь к искусству, но и понимание ценностей настоящей культуры. Сейчас я особенно понимаю, насколько это важно.
Как же удается педагогу на протяжении без малого трех десятилетий регулярно воспитывать будущих "звезд"?
- Когда я решила стать учительницей, - рассказывает Ольга Сергеевна, - то мама сказала мне: "Дети бывают разные, но для каждой матери ее ребенок - свет в окошке. Вот и ты должна по отношению к детям вести себя, как мама. Только если ты способна любить всех - стоит идти работать в школу".
Делясь секретами воспитания, Ольга Сергеевна скромно умолчала о таком слагаемом, как талант, которым она - в своей сфере - наделена ничуть не меньше, чем воспитанные нею "звезды". Они, кстати, трепетно говорят о своем любимом наставнике. Автор этих строк преисполнен к Ольге Сергеевне не меньшей любви и признательности.
Александр ГАЛЯС.
Фото Богданы БОНДАРЬ.