Номер 32 (1129), 31.08.2012
Председателю областного совета Николаю Пундику не привыкать к интервью. Но эта встреча не была похожа на привычный брифинг или "кабинетный" разговор. Вопросы Николаю Владимировичу задавали школьники.
Несколько слов об интервьюерах. Это воспитанники
кружка юных журналистов при библиотеке имени Гайдара
(руководитель - Александр Галяс). Занятия тут проходят с
сентября прошлого года, теоретические занятия подкрепляется
практикой. У некоторых есть уже публикации, в том числе и в
"Белом парусе". Но встреча на столь высоком уровне у них
проходила впервые. Настя Робулец, Маша Чумакова, Аня Новицкая,
Наташа Патюкова и целых три Даши - Додиченко, Путилина и
Ясиновская, естественно, волновались, так что даже конфеты,
приготовленные к чаю, остались практически нетронутыми. Но
постепенно разговор оживлялся и приобретал все более
непринужденный характер. Понятно, что нынешних школьников
интересовали многие темы, связанные с учебой и школой, и
педагогический опыт Николая Пундика тут оказался весьма кстати.
- Николай Владимирович, а каким вы были учеником?
- Учеником я был приличным. Школу закончил со средним баллом аттестата больше 4,5. Четверки у меня были только по химии, физике, математике и черчению. В нашей семье (нас трое детей) лишь я один окончил школу без золотой медали. Но когда родной школе было 50 лет, вести вечер пригласили меня, даже искали по всей Украине.
- Какие предметы вам больше всего нравились?
- История, литература, география, физическая культура... Я ведь достаточно успешно занимался таким видом спорта, как гандбол. У нас была сильная команда, один из ее игроков даже стал впоследствии олимпийским чемпионом.
А вообще мне нравились предметы, которые вели интересные и колоритные преподаватели. Тот же учитель физкультуры, покойный нынче Виктор Федорович Лисин, по кличке Феола. Чтобы было вам понятно, Феола - это самый знаменитый бразильский тренер по футболу. Так вот, Виктор Федорович, будучи мастером спорта по лёгкой атлетике, мог запросто приходить на замену любого предмета, за исключением разве что химии, физики и математики в старших классах, и провести урок весьма квалифицированно.
- Приходилось ли вам списывать?
- А кто в школе не списывал?! Все нормальные люди это проходили! Часто списывал математику, физику... Есть у меня товарищ, Боря Медведь, нынче врач, профессор. Сидели мы с ним вместе за последней партой, и обязанности у нас были распределены. Боря был "звездой" по точным наукам, побеждал на олимпиадах, поэтому он писал все эти "физики-математики", а я их где-то переписывал, где-то сам решал. Было даже так, что он мне говорил: "Ты это не списывай, а то Абрам Ефимович ни за что не поверит, что ты сам решил". И я не списывал, чтобы не нарываться на неприятности. В то же время все сочинения я писал в двух-трёх вариантах на разные темы - для себя, для Бори и для желающих, если такие находились. Мне это очень нравилось, я даже был победителем олимпиад по литературе, причём писал не на свободные темы, вроде "Кем я хочу быть?", а действительно критические статьи. Например, за сочинение по "Бесприданнице" Островского я стал победителем всесоюзного конкурса, поехал в "Артек". И вообще во всех гуманитарных олимпиадах участвовал - по географии, истории и так далее.
- Любили ли вы школу?
- И любил, и люблю. Я вообще считаю, что школа - это самое светлое и доброе время. Все, что есть в человеке хорошего (и не очень тоже), все закладывается в детстве - в семье и в школе.
У нас была очень интересная школа. Такой небольшой городок, где всего лишь 30 тысяч населения, но на эти тридцать тысяч целых десять санаториев и постоянно около семи тысяч отдыхающих курортников. Я учился в школе номер три. Здание конца XIX - начала XX века - потолки под пять метров, печки в классах, мощные перила на лестницах... Замечательнейшие там были преподаватели; к сожалению, сейчас их осталось только трое.
С самого начала я был влюблён в русскую литературу, её вела у нас Раиса Соломоновна, которая привила интерес не просто к чтению, а к спорам, к критике. Вы можете сейчас себе представить, чтобы родители не заставляли ребёнка читать книжки, а, напротив, отбирали их у него?!
Поэтому я и пошёл работать в школу, и если честно, до сегодняшнего дня жалею о школе. Вы меня наверняка поймёте, и учителя меня поймут: согласитесь, что во время перемены по середине коридора очень тяжело идти. Особенно там, где находятся младшие классы. Так вот, я до сих пор умею идти по центру коридора так, чтобы меня не сбили! (Смеётся).
Вот уже 35 лет прошло с того момента, как я окончил школу, но до сих пор помню всех учителей по именам. И каждый раз, когда приезжаю домой, стараюсь забежать в свою школу хоть на несколько минут.
Фото предоставлены
пресс-службой областного совета.