Номер 32 (928), 29.08.2008
Среди мастеров архитектуры, работавших в Одессе в первой половине XIX века, следует выделить Георгия (Георгиса) Ивановича Торричелли (1800-1843 гг.).
Получив образование, Торричелли в 1826 году приехал из Лугано (Швейцария) в Одессу, которой отдал 17 самых плодотворных лет своей жизни.
Важным этапом в совершенствовании опыта Торричелли стало его участие в качестве городского архитектора в строительстве купеческой биржи на Приморском бульваре (1829- 1934 гг.).
В 1820 годы функции торгового центра города принимает как бы нанизанная на ось широкого Александровского проспекта Старобазарная площадь. В это время она занимает срединное расположение в сетке кварталов, одновременно находясь поблизости от Привозной площади (тогда - складской территории) и Молдаванки. Значение площади обязывало к создании на ней соответствующей архитектурной среды. В результате конкурса, проведенного в 1832 году, строительство нового ансамбля было поручено Г. И. Торричелли, блестяще решившего поставленные задачи.
Центральный корпус с башней, силуэт которой легко ассоциируется с колокольнями городов Северной Италии, четыре угловых павильона и навесы были сгруппированы в центре площади. Периметр рынка был обстроен лавками, фасады которой объединялись по первым и колоннадой по вторым этажам (сохранялась незначительная часть этих зданий). Функция грузовых подъездов выполняли переулки Успенский и нынешний Ониловой.
Еще одним крупным городским ансамблем стал комплекс площадей, объединявших в парадной части Одессы административные и культурные функции, Биржевую (ныне Думская площадь) замкнула изящная аркада, построенная по проекту Торричелли в 1835 году и скоро ставшая фасадом музея древностей. Театральную - Английский клуб (нынешний музей морского флота по улице Ланжероновской, 6), завершенный архитектором в 1842 году.
Назначение здания определило не только архитектуру, но и цветовое оформление. Воссоздавая дух Англии, Торричелли придал клубу бело-голубую расцветку всемирно известного фарфора фирмы Веджвуд, национальной гордости англичан. Так как здание стоит на крутом спуске, его фасад, выходящий в сквер Оперного театра, одноэтажный, а тот, что обращен к Думской площади, имеет высокий цоколь и бельэтаж. Особенно красив интерьер белого зала, получивший изящную классическую обработку. Его огромные окна ориентированы в сторону театрального сквера.
И наконец, 44 лавки Пале-Рояля, выходящие аркадами на улицы Ланжероновскую, Екатерининскую и переулок Театральный (Чайковского). Строительство последних завершил после смерти Торричелли архитектор В. И. Даллаква.
По проекту Торричелли построен Сабанеев мост, а в 1837 году, по просьбе графа М. С. Воронцова - Архангело- Михайловский собор с развернутыми двумя колоннадами, напоминающий Казанский собор в Петербурге.
Мы уже отмечали многоплановость творчества мастера. И здесь следует обратиться к ряду отдельных построек, в первую очередь - жилых. Интересны дома по улице Толстого, 19 (1835 г.), по улице Нежинской, 64 (1836 г.), собственный дом архитектора по улице Дерибасовской, 27 (1837 г.) и многие другие.
Привлекают внимание изысканностью пропорций и точностью ордерского декора дома по улице Екатерининской, 3 (1835 г.), по улице Греческой, 33 (1840 г.), по улице Дерибасовской, 19 (1842 г.). Среди лучших дом на углу улиц Нежинской и Тираспольской (1834 г.), планировочное построение которого тяготеет к схемам итальянских городских палаццо.
Умер Г. И Торричелли, не успев осуществить множество замыслов. Причиной его ранней смерти стала, вероятно, болезнь Боткина, малоизвестная еще медицине того времени. Было главному архитектору Одессы 43 года.
Материалы полосы подготовил
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.