Номер 30 (1519), 24.09.2020

"ОБЛАКА КАК ЖИВЫЕ, ЛЮДИ СЛОВНО ЦВЕТЫ..."

Восполнить досадный пробел в наших знаниях о живописи советской эпохи поможет выставка живописи Евгения Ткаченко (1923–2002) "Одесса, ты в сердце моем", которая работает в творческом пространстве "Диалоги" (Соборная площадь, 2). Произведения художника находятся в частных собраниях Украины, Молдовы, Польши, Испании, Великобритании. Именно частные коллекционеры сохранили его наследие. Теперь эта прекрасная живопись, помогающая ощутить колорит Одессы прошлых лет, доступна для обозрения, причем бесплатно.


"Евгений Ткаченко — один из художников эпохи соцреализма, испытавший социальный и эстетический подъем шестидесятников, с яркой силой запечатлевший атмосферу оттепели, — пишет об авторе Дмитрий Корсунь. — В его живописи тактильная осязаемость бытия и солнцепоклонство сочеталась с простотой почти банальных, непритязательных уличных сюжетов. Это есть сама оголенность жизни, теплота мгновения, правдивость художественного запечатления. Его картины — это миг жизни. Вот прохожие куда-то спешат по улицам его Одессы, вот заполненный бронзовыми телами купальщиков пляж, вот цветастые фасады зданий, вот старые и новые кварталы города с контрастной игрой света и тени, красочные натюрморты, эмоциональные портреты... Это то, что мы так привычно сейчас называем — "живопись старой школы". Подборку его работ можно назвать "страной солнца", слитком естественной, доброй энергии. Это диалог художника со светоносной стихией. Живопись Ткаченко опережала время 50-60-х годов, и только сегодня она показывает свои истинные смыслы... Работы Ткаченко не вписываются в официальные экспозиции 70-х годов. В них нет одиозных персонажей, "героических" событий социализма, идеологических выверенных сюжетов. Он, пулеметчик-фронтовик, не без оснований избегал всякой показухи, неистинности, пафосной героики. Простота была его стилем. Да, на его картинах живопись эпохи соцреализма, но без заказного соцреализма с внутренней лживостью, нарочитой придуманностью событий и натянутых моральных коллизий. Без экзальтированных доярок, одухотворенных строителей социалистического мира и мудрых, как праотцы, генеральных секретарей. Ткаченко искренний художник, — тот, кто всегда и во всем видит и говорит правду. И значит, ему было чуждо, неприемлемо циничное отношение к живописи как к способу добывания комфорта, авторитета, карьеры и материальных благ. Такому человеку незачем врать... Рисунок его живописи зачастую выглядит несколько грубым, торопливо-шероховатым, даже неуклюжим в движении щетинной кисти. Желания понравиться, п ольстить модели и натуре там нет точно, потому что не в этом для него смысл личной живописной эстетики. Ткаченко не позволяет никакого гламурного шика, псевдовиртуозности, дешевого декоративизма, закрашенности, а дает только истинные отношения тонов, какими они и есть на самом деле. Это и есть истинный реализм, как у его великих учителей, импрессионистов. Но при этом какая раскованность, живой нерв, лирическое чувство! Такова философия авторского видения. Столько живых нетривиальных чувств может выдать только созвучный художнику кинематограф — Хуциева и Феллини. А само поведение его краски — когда она в чистом виде переносилась на полотно и там становилась не только цветом, но и живой, трепетной плотью мира... Да там и нет краски, а зато есть Живопись".

Поэтическое восприятие действительности побуждало живописца и в стихотворных строчках устремлять взор к небу:

Все я вижу впервые,

Как все краски чисты!

Облака как живые,

Люди словно цветы.

Солнца огненный сгусток

Подружился со мной.

Счастье, Сила. Искусство

Бьют мне в душу волной...

И даже в ночном небе Евгению Ткаченко светила путеводная звезда:

В небе черном звезда Альтаир

Рассыпается всеми цветами,

Словно высказать хочет словами

Как неистово красочен мир.

Как прекрасен сказочный мир —

Розоватый, зеленый и синий...

Праздник красочных пятен и линий

В небе черном звезда Альтаир.

— Этот художник никогда не изменял себе, — подчеркнула на вернисаже основательница "Диалогов" Елена Великая. — Мы расположили его работы в духе импрессионизма 50-х годов и показали, как он пришел к экспрессионизму в 70-е. Все они находятся в частных коллекциях и сохранены благодаря коллекционерам. Евгений Ткаченко родился в Черниговской области, проживал в Черкасской, учился в Одессе и оставил, кроме пейзажей, потрясающие серии "ню", множество автопортретов, так что в будущем возможна еще не одна его выставка в нашем зале.

Наследие Ткаченко содержит и много картин, посвященных Киеву и Черкассам, но к Одессе у мастера была особенная любовь. Ведь именно здесь, в Грековке (его наставниками были Михаил Тодоров и Леонид Мучник), его научили живописному искусству, открыли мир французских импрессионистов, а также Константина Коровина и Кириака Костанди, привили хороший вкус и показали, как бесподобен бывает солнечный свет, отраженный морем. Но есть на выставке и подернутые туманом и дождевой пылью виды Ланжероновской, какой она была в пятидесятые — позавидовал бы и Клод Моне. Прошли годы с тех пор, как полотна были написаны, но до сих пор они излучают душевную гармонию автора, жившего в ладу с природой и светилами, а не с навязанными обществом канонами и вкусами. Во многом благодаря этому искусство Ткаченко не только опередило, но и пережило свое время.

Виолетта СКЛЯР.

Фото Снежаны ПАВЛОВОЙ.