Номер 29 (1561), 30.09.2021
В галерее Одесского Литературного музея начала свою работу персональная выставка Натальи Рябовой Con аmorе ("C любовью"). Экспозицию составили изысканные акварели с изображением цветов и эскизы к театральным спектаклям, поставленным в одесских и немецких театрах.
— Прежде всего хочется сказать, что Наталья Рябова — очень многогранная творческая личность, — произнесла на вернисаже сотрудница Литмузея Анна Стреминская. — Она и тонкий, лиричный мастер акварели — натюрмортов и пейзажей, и широко известный театральный художник, оформивший десятки спектаклей Театра поэзии и драмы Аркадия Словесника, еврейского театра Валерия Бассэля и многих других. Помимо этого, она успешно занималась керамикой, и на ней иногда (сегодня, например) можно увидеть изысканные украшения, выполненные ее собственными руками. Она пробовала себя и на актерском поприще: снялась в телесериале "Пляж", где благодаря своим греческим и турецким корням сыграла роль восточной женщины со сложной судьбой. И все это — с любовью...
Хотя история семьи говорит только о греческих и турецких корнях, но сама Наталья поразительно похожа на красавиц со старинных японских гравюр. И когда театральные дороги привели ее в Японию, художнице там было все знакомо и близко. Не случайно она так любит ирисы и хризантемы. К слову, хризантемы являются символом японской богини Солнца Аматэрасу, от которой, согласно легенде, пошел род императоров Страны Восходящего Солнца. Ирис в японской культуре стал символом изысканных переживаний, утонченной чувственности, но также и символом самурайской доблести. В акварелях Натальи эти цветы встречаются наиболее часто, есть на выставке и "портреты" рододендронов, которые Наталья рисовала в Германии. Автор позволяет видеть сквозь прозрачные слои акварели карандашный набросок, и все же это не мешает цельности и свежести восприятия, мастерство Натальи Рябовой столь высоко, что нет ощущения труда, усилий, затраченных при создании акварели. Театральные работы совсем другие, тут очевидна броскость и лаконичность решений, сопоставление насыщенных, контрастных цветов — надо же привлечь и удержать внимание публики со значительного расстояния!
— Театр — это компенсация, способ добавить к своей личности то, что я не пережила, какой-то другой опыт. Я стараюсь постигнуть суть пьесы, проникнуться ее духом, поставить себя на место каждого действующего лица. Если можно так сказать, то я рисую себя, все пропуская через себя, — говорит художница о своей работе сценографа.
С гастролями Театра-студии поэзии и драмы Наталья Рябова побывала во многих странах: Японии, Великобритании, Франции, Германии, США, Китае. В 2019 году работала над спектаклем "Маленькая Баба-Яга" (Театр ам Банхоф, Штутгарт), где каждая ведьма получила костюм, отражающий ее сферу деятельности и среду обитания — к примеру, Болотная ведьма бородавчатая... В 2020-м оформила спектакль "По образу и подобию" в одесском Театре "На Чайной", в 2021-м — "Тясицу — Чайный домик" ("Бейт Гранд"). Кроме того, Наталья Рябова принимала участие в зарубежных выставках в США и Литве, а в 2018 году у нее состоялась персональная выставка в Германии (Донцдорф и Баден-Вюртемберг). Также она участвовала в совместном проекте с немецким режиссером и художником Герхартом Кранером, у них была дружба, обмен художественными выставками, совместная работа над спектаклем "Маленький принц", которая прекратилась из-за смерти Герхарта. В нашем Литературном музее была выставка Кранера, и никто не предполагал, что она окажется последней, что больше художник не приедет к нам. Тяжело терять друзей. Утешает только то, что Наталья Рябова в Одессе постоянно окружена добрыми друзьями.
— Данная выставка украшает не только музей, но и город в целом, — говорит заслуженный артист Украины Юрий Невгамонный. — Наташа — человек непростой, но она никогда не выражает свою нелюбовь громко и оскорбительно, у нее появляется скромная снисходительная улыбка...
К счастью, на вернисаже повода улыбаться снисходительно у художницы не было — ее поздравили именно те люди, которых она хотела видеть, посмотреть им в глаза с любовью.
— Театр — искусство синтетическое, одномоментное, состоящее из режиссерской, актерской работы, труда художника, музыканта, осветителя, — добавила художница. — Рисование цветов служит сохранению памяти, ведь цветение красиво, но сиюминутно. Выставка вела себя как живое существо, постоянно менялась, что-то отвергала, чего-то просила. Так и сложилась экспозиция.
Виолетта СКЛЯР.
Фото Снежаны ПАВЛОВОЙ.