Номер 28 (1024), 23.07.2010
"Козырный туз" - на кладбище
В. Высоцкого многие считали (и продолжают считать) одесситом, хотя хорошо известно, что родился и вырос он в Москве. Но одесские корни у него имеются, что "раскопал" исследователь Евгений Митницкий. Вот фрагмент этого исследования:
"Отец будущего поэта, певца, актера родился в 1915 году в Киеве на Бульварно-Кудрявской улице, 42... Теперь о дедушке Владимира Семёновича. Книг и статей о нем нет, но тут на помощь биографу приходят архивы. Из них можно, в частности, выяснить, что он был киевским юристом. В сохранившемся списке нанимателей квартир по упомянутой Бульварно-Кудрявской, 42 за 1918 год... указано имя жильца квартиры № 9 на втором этаже: "Высоцкий Вольф Шлёмович, контору имеет". Это и есть Владимир Семёнович Высоцкий-старший, владелец адвокатской конторы... В квартире № 10 жил Высоцкий Лев Шлёмович (старший брат дедушки поэта!) - начальник киевского отделения Одесского коммерческого училища.
Тогда вспомнилось, как много лет назад я сидел в кабинете выдающегося знатока и историка Одессы А. А. Владимирского, мы обсуждали материалы для какой-то статьи и затронули в беседе коммерческое училище. Владимирский в этом разговоре сказал мне, что представительства училища по городам Украины возглавляли только его выпускники.
Вот и вышла родословная поэта на одесскую борозду!
Должен признаться, что документов, подтверждающих учёбу Вольфа и Льва Высоцких, я не видел, т. к. эти архивы в годы моего проживания в Одессе были мне и многим другим совершенно недоступны... Один "козырный туз" в моих розысках именно одесских корней его у меня все же есть - первая жена Вольфа Шлёмовича Высоцкого похоронена в Одессе на старом Слободском кладбище..."
"Эксперимент" с "Опасными гастролями"
Все знают, что "главная" песня В. Высоцкого об Одессе впервые прозвучала в фильме "Опасные гастроли", который на Одесской киностудии снял Г. Юнгвальд-Хилькевич. Впоследствии эта картина подверглась основательной критике, что дает право ее постановщику выдавать себя чуть ли не за "диссидента". Однако на самом деле все обстояло несколько иначе.
Картина снималась в преддверии 100-летия В. Ленина, входила в "тематический план мероприятий", посвященных данному событию, и, по крайней мере, в Одессе ее выход анонсировался весьма широко. Автор этих строк хорошо помнит, как несколько раз по Одесскому областному радио ("радиоточке") звучала передача о новом фильме, главный интерес которой состоял именно в песнях. А поскольку радио в ту пору было самым массовым из СМИ, а другой радиокомпании, кроме государственной, в регионе и быть не могло, то передачу эту слышали - без преувеличения - пару миллионов горожан и жителей области.
"Опасные гастроли" по сей день остаются самым "кассовым фильмам" в истории Одесской киностудии; только за первый год проката его посмотрели около 37 млн зрителей (пятое место среди советских фильмов 1970 г.). Нет сомнения, что именно песни В. Высоцкого в первую очередь способствовали успеху этой ленты. Но только ли В. Высоцкий был главным "виновником" этой популярности?
Такая постановка вопроса, на первый взгляд, может показаться странной, если не обращать внимания на одно обстоятельство: в титрах фильма указано: "Композитор - Александр Билаш". А. Билаш по праву считается классиком украинской советской песни, и соединение его имени с именем В. Высоцкого выглядит недоразумением. Но они встретились на "Опасных гастролях", и, насколько известно, никаких конфликтов не возникало. Владимир Новиков в биографии В. Высоцкого пишет об этой работе: "Будут и еще песни, причем музыку опереточного типа сочиняет композитор Билаш. Как эксперимент это интересно". "Эксперимент" получился удачным. Куплеты о "Розе-гимназистке", цыганская песня, наконец, душещипательный романс "Было так - я любил и страдал..." - все эти произведения, сочиненные А. Билашем на слова В. Высоцкого, вполне органично вписались в картину, да так, что абсолютное большинство зрителей и по сей день убеждены: все песни в фильме написаны самим В. Высоцким. Хотя даже в знаменитых куплетах об Одессе ("Дамы, господа...") есть "след" композитора: именно он сделал аранжировку и сам дирижировал Государственным симфоническим оркестром Комитета по кинематографии, который сопровождает исполнение этой песни ее автором.
"Это же так вкусно..."
С "Опасными гастролями" связана забавная история, которую автору этих строк рассказал кто-то из членов съемочной группы (кто именно - за давностью лет не упомню). В тот раз В. Высоцкий приехал в Одессу вместе с Мариной Влади. И вот однажды в перерыве между съемками В. Высоцкий с Мариной зашли в буфет киностудии перекусить. В. Высоцкий заказал себе котлеты с гречневой кашей, а М. Влади, соблюдая фигуру, решила есть одну гречку. Стоит отметить, что одесский буфет считался в киномире одним из худших среди студийных "забегаловок" Союза. Понятно, что тягаться со столовыми "Мосфильма" или прибалтийских студий было сложновато, но знатоки утверждали, что в Минске и даже в Свердловске еду готовили лучше. (Так оно или не так - кто сейчас проверит, но я "за что купил, за то и продаю").
И вот тут случилась сцена, которая (по рассказу очевидца), будь она заснятой на пленку, могла бы иметь бешеный успех. Страшно голодный В. Высоцкий уплетал нехитрую снедь, что называется, "за обе щеки". А вот его спутница, по всей видимости, только постигавшая прелести советского общепита, брезгливо тыкала вилкой в тарелку, никак не решаясь начать вкушать малоаппетитное на вид варево, долженствующее обозначать гречневую кашу. В. Высоцкий, изредка отрываясь от еды, удивленно говорил подруге: "Ты почему не ешь? Это же так вкусно!", но даже аргументы любимого мужчины не возымели на французскую красавицу ни малейшего влияния, и она так и оставила практически полную тарелку.
Остался без автографа
Так получилось, что мои родственники жили в Москве в знаменитом кооперативном доме, расположенном на углу Каретного ряда и Садового кольца. Причем им досталась квартира на одной лестничной клетке с Леонидом Осиповичем Утесовым. Еще одной соседкой была некогда известная певица Капитолина ("Капа") Лазаренко, которая, впрочем, часто сдавала свою жилплощадь внаем. И вот однажды тетя в письме сообщила нам, что квартиру "Капы" арендовали В. Высоцкий и Марина Влади. Узнав об этом, я немедленно попросил тетю, чтобы она постаралась взять у своих новых соседей "что-нибудь автографическое". На что тетя ответила, что выполнить мою просьбу трудно, поскольку В. Высоцкий с Мариной возвращаются домой поздно ночью, "когда порядочные люди уже спят", а днем она сама видела их всего пару раз. Прошло совсем немного времени, и тетя огорчила меня тем, что автографа В. Высоцкого мне уже не видать, поскольку чересчур шумные постояльцы мешали спать обитателям дома, и кооператив поставил им ультиматум: либо они прекратят ночные "гулянки", либо пусть убираются восвояси. Говорят, что обиженная непониманием француженка, уезжая из этого дома, произнесла по адресу его обитателей несколько очень и очень русских фраз. А у меня, увы, больше ни разу в жизни не было возможности заполучить автограф В. Высоцкого.
Публикацию подготовил
Александр ГАЛЯС.