Номер 27 (772), 15.07.2005
КО ДНЯМ МОРСКОГО И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
("ПОКРЫЛИ СУТЬ МОРЕ КОРАБЛИ")
"Дедушка русского флота". Так именуют до сей поры ботик иноземной постройки, на котором юный царь Петр устраивал свои первые плавания. Несуразность подобного возвеличивания ничем не примечательного суденышка, кроме того, что оно принадлежало царствующей, пусть и значительной в истории особе, становится очевидной, если процитировать слова английского историка Джена: "Существует распространенное мнение, что русский флот основан сравнительно недавно Петром Великим, однако в действительности он по праву может считаться белее древним, чем британский флот. За сто лет до того, как Альфред построил первые английские военные корабли, русские участвовали в ожесточенных морских сражениях, и тысячу лет тому назад именно русские были наиболее передовыми моряками своего времени".
Основания для такого утверждения, причем более древние, можно отыскать, если внимательнее вчитываться в страницы старинных летописей и сказаний, если проанализировать противоречивые суждения разных исследователей истории нашего государства. Так, Н.М. Карамзин приводит "сказку", якобы внесенную в летописи, в которой есть примечательные строки. Согласно им Александр Македонский написал письмо могущественным и воинственным словенам и русам, выражая уважение "храбросердному народу, славнейшему колену русскому", обитавшему "от моря Варяжского до Хвалинского". В скандинавских, немецких, византийских и других летописях содержится немало любопытных фактов о морской торговле россиян с северными и южными народами, а также о том, что они, подобно норманнам, были грозою морей.
В скандинавских летописях (Руническая харатейная грамота) сказано, что согласно договору, составленному между Россией и Данией в Х веке, при датском короле Свеноне I, россияне получили право брать дань с жителей приморских, горных и лесных до самых северо-восточных пределов Норвегии. В Несторовской летописи утверждается, что финны издревле платили дань Новгороду, а в Византийской о морском походе Владимира Ярославича, призвавшего против греков вспомогательное войско с северных островов Океана и посадившего на суда 100000 ратников.
Византийские историки (Лев Грамматик, неизвестный Константинов Продолжатель, Симеон Логофета, Георгий Морнах) описывают морской поход русов на Византию и осаду двумя сотнями судами Константинополя в 886 году. Киевские россы, или киевские варяги, были хорошо известны византийцам, поскольку многие из них, искусные в мореплавании и морских сражениях, на договорных началах служили в греческом флоте. Так, в 902 году 700 киевлян числились в греческих корабельных экипажах и получили из византийской казны 100 лир золотом.
Обратимся непосредственно к тексту древних рукописей. Вот одна из них преподобного Нестора. Приведем два отрывка из нее: "В лето 6412. В лето 6413. В лето 6414 (т.е. в 904-906 годы), говорится в первом из них, иде Олег на греки, Игоря оставив в Киеве... пойде Олег на конех и в кораблех, и бе числом кораблей 2000. И приде к Царюграду... И вылезе Олег на берег, и повеле воем изволочити корабля на колеса; и бывшему покосну ветру, успяша пре с поля (т.е. натянули паруса) и идяше к городу... Царь же Леон с Олександром мир с Олегом... Олег... повеша щиты своя в вратех, показующе победу и придо от Царяграда..." В лето 6452 /944 год/ Игорь совокупи вой многи, Варяги и Русь, и Поляне, и Словены, и Кривичи, и Тиверци, и Печенеги... пройдя на греки в лодьях и на конех, хотя мстити себе".
"Се слышавши Корсунци, послаша к Роману, глаголище: "Се идут Русь без числа корабли, покрыли суть море корабли". Також и Болгаре послаша весть, глаголюще: "Идут Русь, и наяли суть Печенеги". Се слышав Царь, послал ко Игорю лучшие бояре, моля и глаголя: "Не ходи, но возьми дань, иже имал Олег, и придам еще к той дани". И послуша их Игорь, и... взял у грек паволоки (материя, ткань) и злото и... возвратись вопять".
Древние источники сообщают, что россияне умели пользоваться греческим огнем, а также брандерами (зажигательными судами, или по-иному огненными таранами).
Но почему же тогда осталось так мало описаний, отразивших подвиги русов на морях? Почему их славные деяния затмили полулегендарные варяги или норманны? Почему то, что сохранилось в летописях, носит если не сказочный, то не совсем правдоподобный или преувеличенный характер? Почему не известно точное описание древнерусских кораблей (их устройство, вооружение), на которых русы совершали невольно дальние и рискованные переходы?
Причин здесь множество. Каждая летопись с утверждением во власти очередного князя почти перебеливалась (переписывалась заново), а прежние великие или успешные деяния преуменьшались, искажались, опускались ради возвеличивания нового правителя или в угоду ему. Многие рукописи уничтожались совсем, то ли по тем же причинам, то ли во время стихийных бедствий или же войны. Но самое значительное принижение, коверканье или же радикальное изменение отдельных этапов нашей общей и военной истории принадлежит византийцам (после введения православия на Руси), с целью отрицания нашей древней культуры и добрых традиций, а также германцам, стремившихся к постоянному захвату русских земель, а потому отрицавшим нашу самобытность и способность к самостоятельности во всем.
Есть основания утверждать, что к "забвению" давних отечественных достижений, в том числе и развития мореплавания и кораблестроения (не исключая его бесспорных заслуг), приложил руку Петр I, а также его многочисленное расчетливое в своих корыстных целях, угодливое царю и враждебное русскому национальному самосознанию и русской истории окружение, в первую очередь из числа иностранцев. Было сделано многое, чтобы подвижника царя провозгласить на века первоустреителем и первостроителем русского флота...
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
На рисунках: Русская боевая ладья.