Номер 25 (970), 3.07.2009
В Театре оперы и балета с большим успехом прошли два концерта одесского контратенора Юрия Миненко, который недавно стал финалистом международного конкурса вокалистов Би-Би-Си.
Конкурс, который проходил в Кардиффе (Уэльс, Великобритания), считается весьма престижным. Достаточно сказать, что свидетелями успеха молодого одессита были 150 миллионов телезрителей во всем мире. Украинский композитор Валентин Сильвестров, чей вокальный цикл "Тихi пiснi" исполнял наш певец, широко известен за рубежом, его музыка нередко там звучит, но, пожалуй, никогда еще ни одно сочинение этого автора не имело такой гигантской аудитории.
Основой успеха одесского артиста стал, безусловно, его уникальный голос. Контратенор - это высокий мужской голос, встречается крайне редко, и еще труднее его "довести до кондиции". Строго говоря, и Юрий Миненко рисковал остаться одним из "банальных" баритонов, поскольку именно в таком качестве поступал в нашу Музыкальную академию имени Неждановой (перед этим он окончил Житомирское музыкальное училище по классу хорового дирижирования). Но, к счастью, его педагог Юрий Тетеря сумел распознать редкие голосовые возможности своего подопечного.
Уже обучаясь в академии, Юрий стал лауреатом нескольких международных конкурсов: оперных певцов в Барселоне, имени Анатолия Соловьяненко в Донецке, имени Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге. Тем не менее молодой артист с уникальным голосом и редким послужным списком не вызвал интереса у руководства нашего оперного театра. Одна из основных причин отказа: в репертуаре театра нет для него подходящих партий. Что правда - то правда: для контратенора очень редко пишут оперы, хотя среди сочинителей числятся такие имена, как Глюк ("Орфей и Эвридика"), Гендель ("Юлий Цезарь"), Россини ("Танкред"), и др. Но главное все-таки не в этом.
Наш оперный театр вообще славился уникальным умением проходить мимо больших талантов, которые время от времени выпускала консерватория. "Классический" в своем роде случай: отказали выпускнице консерватории Марии Мурадян, пришлось ей уехать в Минск, где она быстро выдвинулась, стала ведущей солисткой, ее заметили зарубежные импресарио, и заблистала во всем мире звезда Марии Гулегиной.
Подобных примеров, пусть и не такого масштаба, можно привести еще немало. И потому крайне важно, что новый руководитель нашего Оперного театра Сергей Проскурня, известный организатор фестивалей, решил поддержать артиста, который сейчас зарабатывает на жизнь не вокалом, а педагогикой, трудясь в родном вузе. Воспитание молодых талантов - занятие, безусловно, важное, но грех зарывать талант в землю, тем более тому, кому дан такой редкий голос. С. Проскурня пообещал, что специально для Юрия поставят оперу Генделя "Юлий Цезарь", где партия главного героя написана именно для контратенора. И в дальнейшем театр намерен искать и продвигать молодые таланты, благо, одесская вокальная школа еще не стала окончательно мифом и легендой. Эта надежда и побуждает Юрия Миненко оставаться в Одессе, хотя он успел получить немало лестных предложений от зарубежных импресарио.
Будем надеяться и мы на то, что наш Театр оперы и
балета наконец-то станет славен не только изумительной
красоты зданием, но и спектаклями, в нем идущими,
артистами, в нем работающими. Может, именно Юрию Миненко
суждено в этом смысле стать "первой ласточкой"?