Номер 23 (613), 31.05.2002
К 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К.Г. ПАУСТОВСКОГО
"Отец мой происходил из запорожских казаков, переселившихся после разгрома Сечи на берега реки Рось около Белой Церкви", писал Константин Георгиевич.
Отец был неисправимым мечтателем, что, несомненно, оказало влияние на будущего писателя, не зря же его любимым предметом в годы учебы была география, а желание необыкновенного, по словам самого К. Паустовского, преследовало его с детства.
"Первой моей "настоящей" книгой" назвал писатель сборник рассказов "Встречные корабли". Это издание было замечено критикой, имело определенный успех у читателей, которых привлекли необычные характеры героев, доброта и благородство, романтика их жизни. Романтическому восприятия действительности Паустовский остался верен до конца.
На всех ранних произведениях Константина Георгиевича лежит печать юношеского увлечения экзотикой, мечтаний о дальних странах, путешествиях и необычных приключениях. Правда, тогда писатель воссоздавал мир экзотики с помощью одной фантазии, не имея возможности там побывать. Отсюда светлый налет грусти в его прозе тех лет. В эти годы написаны роман "Романтики" и повесть "Блистающие облака" свидетельство верности романтическим идеалам юности.
"Но мне не давала покоя "муза дальних странствий", и я, пробыв два года в Одессе, переехал в Сухум, потом в Баку и Тифлис. Из Тифлиса я ездил в Армению и даже попал в северную Персию".
С годами писатель постепенно отходит от экзотики. В его творчестве появляются иные темы; отчетливо заметно стремление к правде и простоте. Интерес к русской истории, проявившийся у Паустовского в это время, выразился в создании "Судьбы Шарля Лонсевиля" и "Северной повести".
Наряду с этими произведениями появляется и "Черное море", полное романтических описаний, лирических реминисценций доказательство верности писателя идеалам юности. На страницах "Черного моря" мы встретим рыбаков, старого "очаковца" бывшего боцмана, мятежных матросов Черноморского флота, лейтенанта Шмидта, севастопольских лодочников, писателя Грина, поэта и художника Волошина, водолазов, морских капитанов, рабочих судостроительных заводов...
В этой же повести о нашем городе: "Одесса это Левант. Это Черное море, теплые ветры с Босфора, бывшие греческие контрабандисты и негоцианты из Пирея. Итальянцы-гарибальдийцы, капитаны и портовые грузчики-банабаки. Богатства всех стран, влияние Франции, гетто на Молдаванке, бандиты, ценившие больше всего остроумие, седоусые рабочие с Пересыпи, итальянская опера, воспоминания о Пушкине, акации, желтый камень, цветы, любовь к анекдоту и страшное любопытство к каждой мелочи. Все это Одесса..."
Черноморская улица нашего города, на которой жил К. Паустовский, описана сперва в автобиографической повести "Начало неведомого века", а через два года во "Времени больших ожиданий". Здесь, по словам Эммануила Казакевича, "Одесса не бабелевская, а паустовская".
Ныне на этой односторонней улице (ее противоположная сторона ушла с оползнем) открыт музей писателя. Точнее, одной его книги "Время больших ожиданий"...
Паустовский разделял мысль Тургенева, который считал, что природа должна жить в литературе собственной жизнью. Пейзажи у него играют не второстепенную роль, а органически вплетены в ткань повествования, гармонично слиты с судьбами и характеристиками героев. Он и поныне лучший пейзажист в нашей литературе. Его произведения это произведения живописи, созданные средствами художественного слова:
"Поздняя ночь. Море шумит эа окном. Дует норд-вест..."
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.