Номер 22 (1554), 5.08.2021
Выставка под таким названием открылась в творческом пространстве "Диалоги" (Соборная площадь, 2). Партнерами проекта стали "Баварский Дом, Одесса" и Гёте-Институт в Украине, поддержавшие приезд в наш город немецкого художника Петера Файлера со своей экспозицией "Handgemenge" ("Драка").
— Петер в своем творчестве каким-то совершенно удивительным, непонятным для меня образом умудряется сочетать две важные немецкие художественные школы — он продолжает традиции северо-немецкой школы живописи, берущей начало в Средневековье и получившей развитие в эпоху Высокого Возрождения, и сочетает это с берлинским неоэкспрессионизмом, — говорит куратор выставки Игорь Зайдель. — Получается такое, казалось бы, странное сочетание вроде компота с сыром, но классное. Вот эта картина называется: "Бэби, давай сделаем прививку!". Имеется в виду прививка от ковида. И вот тут бэби такая красивая, и она предлагает прививку... Конечно же, эта тема не имеет однозначного ответа, автор просто ставит те вопросы перед обществом и перед самим собой, на которые у многих из нас тоже нет ответа. Хорошо ли это, плохо, как скажется потом прививка? Внутренний конфликт, который у каждого из нас происходит, отражается здесь в виде человека, который борется с собой. А вот тут нарисован рай, но тоже небезопасный. Возможно, это то место, куда мы попадем после прививки... Мы решили назвать выставку "Драка", "Handgemenge" по-немецки — это такая рукопашная схватка. Это драка, которая происходит в каждом из нас каждый день, но мы придумываем себе некий парадиз. А Петер пытается в своем творчестве отразить некие проблемы. Иногда это выглядит очень брутально, очень страшно, но на самом деле он очень добрый, очень ранимый человек.
— Если бы я знал с самого начала, что будет нарисовано на картине, она не имела бы такой энергии, — делится секретами своего творчества Петер Файлер. — Написание картины для меня — как некое путешествие, а белый лист бумаги — как Белая комната в фильме "Матрица", с которой что-то новое начинается. Я начинаю работать с белым листом, и у меня возникают растущие друг из друга образы: могу нарисовать один предмет, а на его основе — следующий. Конечно, какая-то сетка, план, растр всегда есть, но чем все это в итоге заполнится, неизвестно. Я стремлюсь к тому, чтобы сначала работать на бумаге, затем переводить изображение в холст, это очень кропотливый труд. Вечеринка, которая изображена на одной из картин, происходит в церкви. Это довольно драматическая сцена, у нас часто церкви используют для техно-вечеринок, и я к этому отношусь неблагосклонно, считаю признаком культурного и морального разрушения. Фрагментом этой картины стало изображение Марии и младенца, цитата из живописи Квентена Метцеса. На заднем плане строго прописан антураж храма. А на переднем — вот такая каша... Экспрессионизм помогает отображать это культурное безобразие.
По собственному выражению Петера, ни линейка, ни алгоритм, ни компьютер не отвлекут его от желания создавать широкоформатные полотна вручную, как говорится, "старым дедовским способом".
— К этому проекту мы шли больше девяти месяцев, — рассказала хозяйка творческого пространства Елена Великая. — За это время у нас родился международный ребёнок, Украина — Германия, Одесса — Берлин! За год деятельности пространства для меня это не просто знаковое событие. То, как легко мы пришли к этому проекту с Игорем (а Игорь — мой преподаватель в Арт-академии), говорит о синергии, возникшей во время сотрудничества. Я хочу всем нам пожелать проникнуться идеями автора. Думаю, в этом пространстве будут рождаться только лучшие проекты, которые мы сможем показывать с Игорем, мы планируем за пределами страны показывать украинское творчество, а сюда привозить культуру и творчество других школ, других стран.
Мария ГУДЫМА.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.