Номер 19 (609), 26.04.2002

"МЫ БРЕДЕМ, КОВЫЛЯЯ ВО МГЛЕ",

потому что мы – первопроходцы; потому что никто до нас не пытался осилить переход от системы, которую в той или иной степени можно было называть социалистической (политизированной, недемократичной, если не диктаторской в определенный период), к системе псевдокапиталистической. Нет ни теории, ни практики такого перехода. А есть множество препон и преград, мешающих плавному безболезненному переходу страны к новой ипостаси; мешают ее расцвету, развитию экономики, социальной и культурной сфер. Эти преграды – общие для всей страны, но мы поговорим конкретно о нашем регионе.

Одесса всегда была уникальным городом. Не только из-за колорита и романтического флера, не только как родина и кузница талантов. Это была кузница кадров. Только для морской отрасли в Одессе ежегодно готовили почти 15 тысяч специалистов разного уровня – от матросов до штурманов и капитанов. И они были востребованы, поскольку в стране насчитывалось 19 пароходств. Кроме того, специалистов готовили университет, политех, институт связи, мединститут, гидромет, консерватория и т.д. Сейчас к институтам добавились профилированные колледжи. Но дело не в количестве выпускников – дело в их востребованности.

Невостребованность специалистов многих профилей – это одна из препон на пути гармоничного социально-экономического развития.

Востребованность – невостребованность – это вообще один из критериев благополучия отрасли.

Снова вернемся к Одессе доперестроечного периода. В середине 80-х годов выработка промышленной продукции, приходящейся на одного человека, достигала 23-24 тысяч рублей в год. Эта цифра была выше тех же показателей в таких промышленных китах страны, как Челябинск, Краматорск, Новокузнецк... Успех определялся многими факторами. В первую очередь структурой продукта, его высокотехнологичностью, востребованностью. Станкостроительный завод, завод радиально-сверлильных станков, завод прецезионных станков и т.д. Словом, станкостроительная промышленность занимала в Одессе одно из приоритетных мест. Но так ведь и должно быть в миллионном городе, имеющем научно-кадровый потенциал, являющийся одновременно рекреационным центром (раньше в Одессу в год приезжало не менее 220 тысяч организованных отдыхающих и около 1,5 млн "дикарей", что тоже приносило доход). В таком городе не должно быть низкотехнологических производств. Несколько отвлекаясь от связного изложения вопроса, приведем такой пример. На заводе "Стальканат" открыли цех по изготовлению гвоздей – рубят проволоку. И это вместо того, чтобы такой примитивный цех открыть где-нибудь в райцентре, обеспечив там людей работой, а на таком мощном предприятии, как "Стальканат", использовать площади под высокотехнологичное производство.

К вышесказанному можно было бы прибавить многое, и то, что Одесса всегда была крупным транспортным узлом, и то, что грузооборот порта составлял к середине 80-х годов 24 тысячи тонн в год, и что при сегодняшней мировой ситуации пароходство могло бы зарабатывать огромные деньги на фрахте...

Но чтобы не говорить только о прошлом, рассмотрим те факторы, которые тормозят развитие социально-экономического благополучия страны и нашего региона, а в частности, сегодня, когда, перефразируя песню, на которую намекает заголовок, "Всю систему разбомбили мы дотла".

(Окончание следует.)