Номер 17 (660), 08.05.2003

"БЕЛЛИССИМО!"

Как известно, за пределами нашей Отчизны различные звания для артистов как-то – заслуженные, народные – не практикуются. Самодостаточно само имя исполнителя – Титто Руффо, Плачидо Доминго, Мария Каллас, Монсеррат Кабалье... Есть, есть и в наших краях такие имена-жемчужины: "узнаю я их по голосам, певчих повелителей мгновенья". Ну, а звания – что ж, при нашем менталитете они отнюдь не лишни. Созданный без малого два десятка лет назад, вокальный дуэт "Доля" одесской филармонии снискал известность и любовь ценителей классического сопрано Татьяны Буркацкой и меццо-сопрано Ларисы Стадниченко, с 1997 года – заслуженных артисток Украины. Что примечательно, "музыкальная шкатулка" дуэта – его репертуар – как бы не имеет пределов и время от времени дает все новые и новые поводы для восхищения слушателей.

Только что искушенным одесским меломанам явилась свежая концертная программа "Истока два к созвучию ведут" в Золотом зале Одесского литературного музея. А разве Татьяна и Лариса не пели здесь раньше? Неединожды. Одних только сольных программ они создали здесь четыре. Но теперь мы смогли оценить и сольное мастерство лауреатов четырех международных конкурсов (в том числе престижного имени Винченцо Беллини в городе Рагуза на итальянском острове Сицилия) в сопровождении также заслуженной артистки Украины Светланы Тимофеевой (фортепиано).

Лариса Стадниченко изысканно исполнила арию из кантаты № 106 "Тебе, создатель" И.С. Баха, третью арию Далилы из оперы "Самсон и Далила" Ж. Бизе и арию Иоанны из оперы П.И. Чайковского "Орлеанская дева". Татьяна Буркацкая не менее проникновенно представила залу творчество Г. Генделя (старинная ария из кантаты "Пасторелла вага белла" – "Вас, только вас, глаза любимой, ищет мой взор"), В. Беллини (речитатив и ария Джульетты из оперы "Монтекки и Капулетти") и Дж. Мейербера (ария Пажа из оперы "Гугеноты"). При всем различии эпох, жанровых профилей и голосовых амплуа на ум приходит почему-то параллель с очень широким оперным репертуаром А.В. Неждановой, насчитывавшим многие десятки названий опер композиторов разных стран, эпох, направлений.

Эта же параллель применима к ансамблевому продолжению программы. Прозвучавшие друг за другом дуэт Сусанны и Марселины из оперы "Женитьба Фигаро" В.А. Моцарта, ноктюрн "Любовь – небес призыв" Г. Доницетти, "Венецианская регата" Дж. Россини, дуэт Сузуки и Баттерфляй из оперы "Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини и другие произведения можно было бы сравнить с изумительной по насыщенности цветовой палитрой, а еще – с волшебным искрящимся густым рубиново-прозрачным вином, настолько были сочны, бархатисты, богаты нюансами голоса Татьяны и Ларисы. Заключительным штрихом на концертном полотне стал "Дуэт кошечек" Дж. Россини, повергший слушателей в восторг. Замечу, что вокальное мастерство дуэта удачно сочеталось с драматическими приемами, а программа в целом несла на себе отпечаток режиссерской правки, в чем заслуга Самуила Имаса. Вполне естественно, что помогала своим коллегам по филармонии донести до слушателей всю прелесть сочинений композиторов музыковед Анна Розен. "Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали..." Нет, рояль был весь покрыт букетами цветов от восхищенных почитателей.

Уже после концерта я поинтересовался у наших артисток, не записывались ли их исполнения, – и с удовлетворением узнал, что да, такие записи есть, и очередной компакт-диск скоро пройдет стадию тиражирования. А что за этим кроется, какие труды и чья еще работа, – это уже совсем другая история.

Леонид БЕНДЕРСКИЙ.