Номер 14 (861), 20.04.2007

ШКОЛА: В ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ ИЗ ВЧЕРАШНЕГО

ИЗУЧАЛИ ЖИЗНЬ НЕ ПО УЧЕБНИКАМ

Этот семейный праздник в лицее № 53 получился по- домашнему теплым. Педагогический коллектив поздравлял с юбилеем Владимира Степановича Высокогляда - человека, без которого, может быть, не было бы сегодня и самого лицея. В течение двадцати лет он возглавлял 53-ю, тогда еще обычную среднюю школу.

Владимир Степанович из того поколения, которому выпало защищать родину в годы самой кровавой войны прошедшего века. В начале сороковых ему еще не было двадцати. Судьба пощадила юношу и даже помогла ему стать учителем. Преподаватель истории, он не только изучал ее, но и строил: после войны строило заново жизнь все его поколение. Да и понятие "застой" в истории относительное: ведь школа, о которой идет речь, была построена именно в эти годы мнимого затишья - семидесятые.

А потом начались девяностые. В перестройку мы все невольно стали строителями. Кто-то выбрал есенинский путь - в петлю, кто-то по-бунински покинул ненадежную родину, кто- то по Маяковскому заявил: "В этой жизни умереть не ново. Делать жизнь значительно сложней". В числе этих делателей был и В.С. Высокогляд.

Именно под его руководством в те годы школа приобрела статус лицея. Не боясь пускаться в самые разные педагогические эксперименты для того, чтобы догнать время, коллектив школы поэтапно освоил такие новации, как дифференцированное обучение, углубленное изучение некоторых предметов, профильное обучение...

Удивительнее всего, что на фоне всех этих экспериментов в ненормальных вихрях эпохи здесь сохранилась былая вера людей в идеалы. Гимн лицея написан преподавателем, тоже "выстроенным" своей эпохой - Борисом Павловичем Рудым - и звучит на мелодию знаковой песни старшего поколения: "Я люблю тебя, жизнь".

Сейчас настало время синтеза и глобализации и очень трудно помочь юному человеку определить правильно свой путь в жизни. Для этого надо совместить восточный и западный подходы к жизни, материальные и духовные ценности таким образом, чтобы первые не погребли окончательно под собой вторые. Нынешний директор лицея Наталья Дяченко, преемник начинаний директора-юбиляра, большое внимание старается уделять творческому подходу к ученикам и воспитанию у них патриотизма. Наверное, потому в лицее каждый год пополняется список победителей творческих конкурсов, олимпиад и спортивных соревнований. Но победы - не самоцель, только шаги на непростом пути жизни.

Сегодня у лицея тесные связи с вузами города, особенно двумя университетами - основателями лицея: ОНУ им. И.И. Мечникова и политехническим. Оснащенный компьютерным комплексом, лицей представляет собой научно-методическую лабораторию по поиску и внедрению новых идей, технологий образования в практику. Очень многое для того, чтобы жизнь лицеистов была интересной и разнообразной, делают два неуемных педагога-организатора с базовым музыкальным образованием - заместитель директора по воспитательной работе Ирэна Петрохаленко и бессменный руководитель и режиссер смешных и серьезных праздников Наталья Андреева. Обещают заявить о себе юные дарования из поэтической студии и театра журналиста - молодого экспериментального творческого объединения.

Не секрет, что авторитет современного сеятеля разумного, доброго, вечного основательно подорван глупым американским вопросом: "если ты такой умный, то почему такой бедный?". И все же учитель остается единственным человеком, больше других влияющим на формирование внутреннего мира ребенка. Отсюда - и неподдающаяся измерению в гривнах ответственность, которую особенно ощущаешь при чтении строк восьмиклассницы из лицея № 53 Наташи Харитоновой:

Простите меня, Учитель, за сбивчивость слов и чисел,
За путаный беспорядок на строгих листах тетрадок,
За буйство весны в разгуле, за кнопки на Вашем стуле,
И больше всего, быть может, за то, что я Вас моложе...

Ирина ЮРИНА.