Номер 14 (657), 11.04.2003
(Окончание. Начало в № 11, 13.)
Если уж говорить о национальных симпатиях певца, то стоит в первую очередь упомянуть о таких песнях в его репертуаре, как украинские романсы "Карiï очi" и шуточной "Як комар та й на Мусi оженився". Привлекает не только задушевное исполнение как первой, так и в меру лукавое другой, а и безукоризненно правильное народное произношение. Так что в силу одного языкового признака, достойного подражания, следовало бы вспомнить о происхождении Лещенко с Украины, что, конечно, не умаляет его близости и к молдавской культуре (например, в песне "Бессарабянка"); у него местами слышны и латышские выражения как дань его первой жене латышке Зинаиды Закитт из Риги. Что же касается обращения этого исполнителя к румынскому репертуару, то и тут он близок ему по происхождению: то в романсе "In satul care n'am nascut" "Село, в котором я родился" или "Поведи меня, дорога!" словно о тяге к родным местам. Но показательно, что нигде и никогда этот интернациональный певец не исполнял в ту военную пору немецкие шлягеры, о чем он с гордостью подчеркивал на допросах советским следователям.
Явно клеветой являлось утверждение в годы войны, как это было в фельетоне О. Савича, напечатанном в начале декабря 1941 года в "Комсомольской правде" "Чубчик" у фашистского микрофона" якобы о воспевании им врагов. Наоборот, выступая спустя 5 лет в Бухаресте перед советскими воинами, он мог законно гордиться, что с его "Чубчиком" русские брали Берлин! Тогда же Лещенко с особым чувством исполнял близкую ему по духу песню "Темная ночь" из фильма "Два бойца", записанную на бухарестской фирме "Электрекорд", как и одновременно в исполнении Веры Белоусовой был записан "Синий платочек". Также с большим восторгом воспринимали лещенковские слушатели песню "Тоска по Родине", написанную бывшим аккордеонистом из ресторана "У Лещенко" и мужем Аллы Баяновой, уроженцем Измаила, греком Жоржем Ипсиланти, который сочинил и тем самым взволновав до слез, такие слова:
Я тоскую по Родине,
по родной стороне моей...
.Я тоскую по русским
полям.
Мне так больно без них!
Тоска по Родине таково было одно из самых сильных чувств этого человека, когда он очутился за пределами России, как и Украины. Недаром еще с начала 20-х годов его потянуло в малороссийскую труппу в Кишиневе, которая поставила "Запорожец за Дунаем", где довелось выступать сразу в качестве балетмейстера (на афише как П. Лещенко) и режиссера (как П. Мартынович).
Перейдя от балета, которому Петр Константинович обучался в 1922-23 гг. в Русской студии в Париже, к вокальному искусству, он сперва невольно обратился к готовому репертуару, поступавшему через границу из СССР. Нет, исполняились не блатные песни, вплоть до "Мурки", как об этом говорили, а цыганские и бытовые романсы, к тому же советских композиторов (например "Жизнь цыганская" С. Покрасса или "Стаканчики граненые" Б. Прозоровского). А впоследствии широко используются песни, сочиненные И. Дунаевским. Это были "Марш веселых ребят", и популярное танго "Сердце", и прекрасные номера из фильма "Дети капитана Гранта" "Спой нам ветер" и "Капитан". Что особенно примечательно: Лещенко даже включил в своей репертуар знаменитую советскую песню из фильма "Цирк" "Широка страна моя родная" (только слегка изменив там слова: "Всенародный строгий всем закон" вместо "сталинского закона"). Как тут было не отдать должное вкусу и симпатиям певца?
Очутившись на время в Латвии Лещенко познакомился там с ведущим эстрадным пианистом и композитором, воспитанником Петербургской консерватории Строком, написавшим, кроме "Черных глаз", такие знаменитые танго, как "Голубые глаза" или "Последнее танго". Также он сходится с любительским композитором, тоже воспитанником из Петербурга Марьяновским, написавшим популярные боевики типа "Рюмка водки" и "Вино любви", "Блины" и "Миша", не говоря уже о "Татьяне". И это позволяло певцу общаться в русскоязычной среде, не прерывая связи с жизнью своих земляков. Отсюда и многочисленные задушевные номера для них, начиная с фокстрота "У самовара", "Моей Марусечки", "Андрюши", "Сашки" или "Вани" с "Настей", а также "Трошка", "В цирке", "Лошадки" и "Студенточка" как бы целая галерея простых людей и их жизни. Ну а что говорить о цыганщине, которой Лещенко отдал лучшие страсти, и с которой даже вошел в своеобразный фольклор. Например, в песне "Прощай, мой табор", а "Льется песня" стала как бы его "таборным" эталоном, не говоря уже о "Цыганочке". А вспомнить такие салонные романсы, как "Ты едешь пьяная" или "Вам девятнадцать лет" (посвященный им невесте Верочке)!..
(Окончание следует.)
Виктор ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК, академик;
Владимир ГРИДИН, журналист.