Номер 12 (1158), 29.03.2013

Мы продолжаем публикацию материалов, посвящённых 90-летию старейшей на просторах СНГ одесской молодёжной газеты. Начало см. в № № 15-24, 26-49 за 2012 г., № № 1-10 за 2013 г.

В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ

(Продолжение. Начало в № 9-11.)

На что годятся рукописи?

Я всегда искренне завидовал тем из моих коллег, кто в застойные времена душой и телом ощущал помехи нашему общему движению вперед, потому что мне этого ощутить, по счастью или по несчастью, было не дано.

Мне не мешали цензоры, совершенно безобидную и даже полезную для журналистов роль которых Ким Каневский в своей публикации обрисовал с предельной четкостью, чем избавил меня от необходимости писать то же самое. Я знал, что мой опус, равно как и многие опусы моих собратьев по перу, можно без особого ущерба для общего дела сократить до размеров заголовка, а то и вовсе выбросить в корзину. Все это и без цензоров время от времени с успехом делали редакторы и заведующие отделами, за что им огромное спасибо, поскольку тем самым они нередко спасали меня от вселенского позора. Да мне и самому не раз приходилось отказываться от публикации по тем или иным причинам. Однажды, еще до прихода в "Искру", забрал из издательства одобренную уже книгу по истории одного из предприятий, потому что редактор, желая, видимо, перестраховаться, сказал мне, глядя куда-то в сторону:

- Рукопись-то хороша, мы бы издали ее, но ведь у вас даже степени нет. Взяли бы себе в соавторы кого-нибудь из кандидатов наук...

Я бы, может, и взял, если б работа только начиналась - это не вопрос; тот кандидат, глядишь, и притащил бы в книгу что- нибудь такое, мимо чего я мог пройти, не обратив внимания. Да и вдвоем оно легче. А после того, как я по шестнадцать часов в сутки собирал материал, бессонными ночами писал свой бессмертный труд и принес готовую рукопись, на которую есть положительное заключение...

Словом, работу я забрал, а поскольку рукописи не горят, на протяжении нескольких лет публиковал отрывки из нее в разных газетах. В том числе и в "Комсомольской искре".

Чему и как учиться?

Я начал всерьез задумываться об ученой степени. Правда, вышеописанный инцидент с издательством тут ни при чем. Просто к тому времени я понял, что надо учиться дальше. В перечне советских наук появились невиданные доселе и бывшие ранее исключительно буржуазными: кибернетика, социология и даже генетика - в прошлом продажная девка империализма. В Москве при газете "Комсомольская правда" один из первых советских социологов послесталинской эпохи Б. А. Грушин основал "Институт общественного мнения", а в "Вечерней Одессе" появились публикации за подписью "Валерий Барановский, кандидат искусствоведения".

Публикации эти поражали меня до глубины души. Безупречная логика и широкая эрудиция автора сочетались в них с глубиной анализа, легкостью языка, и все это на фоне важнейшего из искусств - кино! Занимаясь фотографией и любительской киносъемкой, мечтая в школьные годы о профессии кинооператора, я и прежде с удовольствием читал все, что связано с техникой и искусством кинематографа. Но публикации в "Вечерке", признаюсь, каждый раз открывали для меня все новые стороны мира кино. Мне не просто рассказывали о фильме, примитивно пересказывая его сюжет, а тут же показывали истоки этой картины, вводили в контекст того времени, в котором она была создана или которое отображала. Тут же попутно давали понять, в чем ее создатели продвинулись вперед по сравнению с собственными предыдущими работами и работами своих коллег, а в чем - отошли назад. И все это с изяществом, которое, наряду с прочими талантами автора, обличало в нем высокую образованность. Эти публикации делали тебя не просто зрителем, а участником увлекательнейшего процесса кинотворчества.

Я давно уже заметил, что наиболее увлекательные публикации получаются у журналистов, имеющих отнюдь не журналистское базовое образование, а разбирающихся в предмете, о котором пишут, что называется, изнутри. Что, впрочем, никак не умаляет достоинств тех из нас, кто прошел через журфак - там свои прелести.

Подогреваемый своей мечтой, я задумался о тематике предстоящих исследований. Она вырисовалась сама собой. Где я работаю? В молодежной печати. А что ждет наших молодых читателей в ближайшее время, кроме учебы, армии и производства? Правильно, создание семьи. Вот самое то, о чем следует писать, что следует изучать, чему не жаль посвятить всю жизнь! Так в нашей газете появился Клуб молодой семьи, который получил название "1 + 1". В расшифровке, думаю, не нуждается.

Не скажу, что раньше газета не уделяла внимания этой тематике. Под рубрикой "1000 писем про любовь" нередко выступала Елена Калугина (в прошлом Стахова, в будущем - Ананьева). Ее публикации неизменно вызывали горячий отклик молодых читателей. А сама она, большеглазая и статная, казалось, излучала приветливость и доброту. Правда, в связи с рождением ребенка она на время выбыла из наших рядов, уступив мне свое место завотделом писем и массовой работы. Но, к счастью, ненадолго. Такие люди, как она, - это и в самом деле счастливая находка для газеты. Горячий отклик на все, что происходит вокруг, умение сопереживать и юный задор, граничащий со здоровым авантюризмом - все это вкупе с внешней привлекательностью делало Лену активным участником наших затей: как формальных, так и неформальных.

(Окончание следует.)

Виктор ПОПОВ.

На фото:

- Виктор Попов. 1977-1978 г. Фото Б. Кузьминского.

- Елена Калугина с сыном. Фото В. Попова.