Номер 11 (704), 19.03.2004
По документам ЧК-ГПУ
В 20-е годы уже прошлого века, во времена Новой экономической политики, Одесса жила слухами... Официальная советская пресса была нестерпимо скучной и однообразной. Кроме передовиц о съездах РКП(б), пленумах, активах, вестей с заводов в ней ничего нельзя было прочесть. Оппозиционная или даже просто свободная пресса (в том числе и "желтая") в Одессе "приказала долго жить" уже в 1920 году. Десятки любознательных старичков "пикейных жилетов" часто шептались в Городском саду и на Соборке, будоража воображение известиями о скорой высадке десанта белогвардейцев, о нападении Румынии на СССР или о бегстве из страны Брусилова на аэроплане. Многих занимали и местные новости: чистки, склоки на местном партийном "Олимпе".
Во второй половине 20-х склоки в Одесском украинском драматическом театре и на Одесской кинофабрике привлекли особое внимание работников ГПУ. Директор кинофабрики П. Нечес (бывший матрос-балтиец), по мнению чекистов, погряз в мещанском разврате, вел разгульную жизнь, был склонен к пьянкам и гулянкам, занимался денежными аферами, протекционизмом. Много слухов ходило и о его жене Ванде, которая отличалась любовью к кутежам и нарядам. Вскоре Нечес был арестован за аферы со сценариями кинофильмов.
В серьезный скандал был втянут молодой режиссер Александр Довженко, который в середине 20-х работал на Одесской кинофабрике. В то время Одесская кинофабрика была крупнейшей в УССР киностудией, на которой в год производилось 16- 20 фильмов. В 1927 году Довженко снял в Одессе (начал работать на Одесской кинофабрике с 1926 года) свои первые, ставшие знаменитыми, фильмы: "Сумка дипкурьера" и "Звенигора".
Вокруг молодого талантливого режиссера роились завистники и шептуны, именно они настучали чекистам, что на главную роль в фильме "Сумка дипкурьера" Довженко пригласил не актрису, а свою любовницу балерину Пензо, что в Одессе Довженко водит дружбу с украинскими шовинистами и с бывшим белым офицером и банкиром Загородским. Уже в 1927 году Довженко называли лучшим украинским кинорежиссером. Однако в Одессе он попал в активную чекистскую разработку, и за ним установилась слежка.
Довженко в 1927 году стал "фигурантом" скандала на кинофабрике. Чекисты тогда отслеживали подозрительную группу украинцев режиссеров и актеров, которые организовали свое объединение и вошли в антагонизм с группой русских режиссеров. К украинской группе принадлежали литературный редактор А. Любченко, режиссеры Стабовой, Перегуда, Долин и Лопатинский (эмигрант из Галичины), актеры Бучма, Савченко и Скляр-Кошевский, операторы Демуцуий и Швачко. Поддерживал эту группу чекистский агент и писатель Бузько, который в 1922 году помог изловить грозного атамана Заболотного. Именно этот атаман боролся за независимую Украину против красных в савранских лесах и имел поддержку местных селян.
Довженко и Лопатинского возмущало "пренебрежительное отношение некоторых работников кинофабрики ко всему украинскому и при этом их привилегированное положение на кинофабрике.
Во главе группы, противостоящей Довженко, стоял известный московский режиссер и актер Николай Охлопков (позднее обласкан Сталиным, став неоднократным лауреатом сталинских премий), режиссер Гричер и редактор кинофабрики Гринько. "Звездный" кинорежиссер Охлопков получал лучшие сценарии из Москвы, выписывал актеров из Москвы, предлагая им баснословные гонорары (120 руб. в день!), имел всевозможные привилегии, командировки в Москву и огромную зарплату в 550 рублей (Довженко получал 300 рублей). В то же время продукция, выдаваемая Охлопковым, была никчемной (по мнению работников кинофабрики). Так, его фильм, снятый в Одессе под названием "Митя", канул в Лету сразу после съемки.
Охлопков (выступая на собрании коллектива) с высоты своего "московского положения" обвинил украинскую группу в том, что она контрреволюционная, потому что занимается "москвоедством" (преследует русских), что на Одесской кинофабрике сложилась атмосфера недоверия к москвичам, что с кинофабрики изживают неукраинцев. На этом собрании Охлопков угрожал написанным заявлением о своем уходе и вскоре действительно возвратился в Москву, чтобы стать частью истории советского кинематографа.
Директор кинофабрики Нечес рассказал о провокационных слухах, распространяемых на Киевской кинофабрике, и эти слухи сообщали, что на Одесской кинофабрике, где засели украинские шовинисты, идет травля русских и евреев и предоставляют работу только украинцам, фамилии которых заканчиваются на "ко".
На подобные заявления Довженко ответил: "Создается такое мнение: если собираются два украинца это подозрительно, если собираются три украинца это уже контрреволюция. Как видно, нам собираться нельзя, нас еще могут обвинить в контрреволюции, и с сегодняшнего дня я запрещаю, чтобы кто-нибудь приходил ко мне на квартиру". Известный актер Амвросий Бучма добавил: "Я давно перестал быть национал-шовинистом и носить жовто-блакитный бант, но после такого собрания и выступления Охлопкова мне придется опять надеть жовто-блакитный бант". Склока на Одесской кинофабрике в конечном счете привела и к отъезду Александра Довженко и Амвросия Бучмы из Одессы, где им были созданы невыносимые условия для работы.
Украинский театр в Одессе, по мнению чекистов, мог стать источником националистической заразы. Именно в 1926-1927 годах этот недавно открывшийся театр раздирал острый конфликт между четырьмя враждующими группировками группой ведущего режиссера и заведующего художественной частью театра Василия Василько (Миляева), группой так называемых "шевченковцев", присланных в Одессу для пополнения из театра имени Шевченко города Полтавы (режиссер Тинский, актеры Хорошун, Замочковский и др.), группой ведущих актеров Одессы во главе с актерами Шумским и Блакитным. Юрий Шумский кичился своим влиянием в городе, традиционным направлением игры и званием заслуженного артиста УССР. Группа Шумского активно интриговала против Василько, используя свои связи в городе и в профсоюзе работников искусств и в конце концов выжила Василько из театра.
Администратор театра Чацкий (бывший коммерсант и бывший собственник театра) мнил себя полным хозяином театра и создал свою группу, солидарную с Шумским. Чтобы досадить Василько он принял в театр нового режиссера Бережного, которого чекистские сводки называли халтурщиком. Бережному был положен оклад в 500 рублей, в то время как главный режиссер Василько получал 400.
Группа "шевченковцев" представляла традиционный украинский бытовой театр и выступала против новаторского режиссера Василько не только из личных, но и из идеологических противоречий. Чекистские сводки сообщали. что если режиссер Тинский является "интриганом и представителем мещанской школы", то Василько "человек честный, передовой, культурный", в то время как Шумский является "карьеристом и антисоветским элементом".
Чекисты отслеживали склоки и разжигали их через своих секретных агентов. И кинофабрика, и Украинский театр казались им гнездом украинских шовинистов. Составлялись докладные записки наподобие такой: "О настроениях украинского общества в связи с приездом в Одессу актеров Саксаганского и Садовского и их гастролях в театре Украинской драмы в мае 1927 г." Тогда чекисты сообщали, что приезд известных актеров выступления Полтавской капеллы бандуристов вызвали шовинистические настроения, большой подъем национальных чувств. Некоторые лица пытались придать гастролям характер национального празднования, преподносились букеты желто-голубого цвета. Борьба чекистов с украинскими шовинистами, которая стала национальной политикой партии, приобретала гротескные формы. С одной стороны, чиновников в 1924-1928 годах заставляли учить украинский язык, обязывали пользоваться им в делопроизводстве, сдавать обязательный экзамен на профпригодность. С другой стороны, на людей, говорящих по-украински, обращало внимание ГПУ, как на украинских шовинистов. Многие украинцы, хорошо знавшие свой язык, отказывались говорить по-украински, чтобы не прослыть петлюровцами и не оказаться на подозрении. Между тем многие украинские деятели искусства были далеки от националистических настроений. Это были высококультурные и образованные люди, которым был чужд национализм и шовинизм. Среди их друзей, например, у Довженко, было много русских, евреев, греков и даже албанцев.
В.Р. ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК, академик; В.А. САВЧЕНКО, доцент.