Номер 10 (653), 14.03.2003

АРХИВ

"СОЮЗ МЕЧА И ОРАЛА"

— "Тайный союз меча и орала" – зловеще прошептал Остап". Великий комбинатор и представить не мог, какими способами (отнюдь не сравнительно честными) отнимания денег располагают современные структуры (все его 400 способов действительно были "невинной детской игрой в крысу"). Между тем проблема помощи беспризорным детям, под соусом которой сын турецко-подданного вовлекал в страшный союз бывших старгородских дворян, и ныне, ох, как актуальна...

Название придуманного союза перекликается с выражением "перековать мечи на орала", впервые зафиксированном в Библии, хотя суть обоеих диаметрально противоположна: первое милитаристично, второе - кончив войну, приступить к мирному труду.

Обратимся к символике.

Кроме своей очевидной агрессивно-защитной функции меч – важный символ власти, правосудия, высшей справедливости, всепроникающего разума, проницательности фаллической силы, света, разделения и смерти. Такой необыкновенно богатый символизм отчасти объясняется тем, что при изготовлении этого грозного оружия использовались тайные знания и навыки, благодаря чему мечи наделялись сверхъестественными свойствами. Отсюда и многочисленные легенды о волшебных мечах, таких, как Экскалибур – меч короля Артура, а также использование меча в качестве эмблемы колдовского ремесла. Культ меча, особенно заметный в японской культурной традиции и в субкультуре средневековых рыцарей-крестоносцев, способствовал тому, что меч приобрел и церемониальное, и ритуальное значения, например, при посвящении в рыцари. В Японии меч, сделанный, согласно преданию, из хвоста восьмиголового дракона, считается одним из Трех Великих Сокровищ Императора. В искусстве мечи – атрибут Правосудия, Постоянства, Силы Духа и Гнева, а также святого Павла, который называл Слово Господа "мечом духовным". Обоюдоострый меч – особенно важный символ божественной мудрости и правды. В Откровении написано, что такой меч выходит из уст самого Христа. Подобно этому, в буддизме меч воспринимается как оружие мудрости, отсекающее невежество. Вишну часто изображали с огненным мечом познания в руках. Волнистые, напоминающие язык пламени, обоюдоострые мечи также связывали с очищением, например, в алхимии, где такой меч – эмблема огня. С очищением связаны и изображения библейского херувима с огненным мечом, который охраняет дорогу, ведущую в Эдем. Меч, лежащий между мужчиной и женщиной, – знак как чистоты их отношений, так и запрета на близость. Домоклов меч – из легенды о фаворите сиракузского тирана Дионисия I. Тиран посадил Домокла на трон на один день, но при этом повесил над его головой на конском волосе меч, чтобы Домокл понял призрачность счастья и благополучия властителя. Меч часто изображали вместе с весами как эмблему правосудия. Меч держит в руках и архангел Михаил (герб Киева). Часто меч появлялся в изображениях Христа-Судии как символ кары Господней. Сломанный меч символизирует поражение. Китайские народные приметы говорят, что женщина, увидевшая во сне, что она вынимает из воды меч, родит сына; упавший в воду меч предсказывал скорую смерть женщины. Танцы с мечами символизируют противостояние смерти.

Орало. Заменим устаревшее название на употребляемое в символике "плуг".

В Ветхом Завете плуг – символ мирного занятия земледелием; в более общем значении – мужской символ изобилия: фаллистический плуг проникает в Мать-Землю. Ритуал, во время которого китайские императоры пахали землю, символизировал их ответственность за процветание страны. Плуг – эмблема Серебряного века – символизировал необходимость трудом добывать пропитание. Кочевые народы как в Западной Азии, так и в Америке, где плуг был неизвестен до появления европейцев, некогда считали пахоту оскорбительным нарушением целостности Матери-Земли. Скопление звезд в виде плуга (группа из семи ярких звезд в созвездии Большой Медведицы) считается символом небесной энергии, создавшей многообразие их первичного единства.

Приведем упоминавший библейский текст полностью: "И будет судить (слово Божие) народы, и покарает множество племен; и перекуют мечи свои на орала и копья на серпы; не подымет меч народ на народ и не будут больше воевать".

Серп был одной из двух главных гербовых эмблем Советской власти. Он сменил плуг, входивший в составную эмблему с молотом. На Украине в 1919 году имели место случаи употребления сразу всех трех эмблем – серпа, молота и плуга. В отличие от меча, который был снят Лениным с обсуждавшегося варианта герба РСФСР, серп, символизирующий жатву, урожай, то есть кульминацию и наиболее радостный этап крестьянского труда, был принят единодушно. Имело, возможно, значение и то обстоятельство, что подавляющая часть членов Советского правительства и партийного аппарата, членов ЦК жили до революции в Швейцарии и не могли не знать, что в швейцарской и австрийской геральдике серп в руках крестьянина считался эмблемой его хозяйственной независимости. Когда же в 1991 году в связи с развалом СССР некоторые австрийские политические деятели стали выражать сомнение, уместно ли в буржуазной Австрии сохранять серп и молот на своем гербе (их держит в лапах орел), поскольку его могут рассматривать как "советскую эмблему", то большинство членов австрийского парламента и виднейшие государственные деятели страны совершенно твердо заявили, что не намерены ни менять эмблему серпа, ни в целом изменять герб под влиянием временной политической конъюнктуры.

...Если бы не стандартные, приписываемые Ленину слова: "Меч - не наша эмблема", то так бы и оставил в 1918-м Малый Совнарком на первом государственном гербе меч, серп и молот. Почти эмблему придуманного Бендером "Союза меча и орала".

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.