Номер 09 (1498), 12.03.2020
В арт-гостиной Одесского лингвистического центра (Маразлиевская, 10) открылась персональная выставка Григория Вовка под названием "Духовный интенсивизм". Кроме живописи, на ней представлены арт-объекты из компьютерных дисков, остатков упаковки, деревянных чурбачков, трамвайных билетов, обрывков тесьмы, пробок и тому подобного. Поиск новых средств выразительности или попытка удешевить материалы для творчества? И то, и другое.
"Мнение, что интенсив — это "то же самое, но быстро", очень распространено, — пишет, комментируя название выставки, Анастасия Аверина, резидент всеукраинского портала Artnews.one, автор страницы "Художники Украины". — На самом деле интенсивное обучение — это не только "быстрое обучение". В своем современном значении этот термин впервые употребил болгарский психолог и педагог Георгий Лозанов. Разумеется, "быстрые" программы существовали и до него (дворянские дети учили язык каждый день — чем не "интенсив"?). Но Лозанов предложил особый метод подачи материала, при котором "включаются" не только сознательные, но и подсознательные процессы в мозгу учащихся. Таким образом, духовные ценности становятся ближе, чем материальные.
Для меня, к примеру, важнее духовный прогресс, чем технический. Конечно, материальное меня тоже увлекает, а высокий доход и положение в обществе прикольно и приятно. Но это все временное, а вот тишина и спокойствие — это и есть духовный интенсив, и быстрыми темпами этого не достичь.
При этом нельзя путать полное спокойствие и пофигизм. Человек, забивающий на все, очень страдает. Спокойный человек — личность самодостаточная, привлекающая к себе других хороших людей, таких, как художник Григорий Вовк".
Разножанровость представленных в экспозиции работ так поясняется в аннотации к выставке: "Чередование исполненных вдохновений на практике подтверждает постоянство действий. Происходит переход от одного вида творческой деятельности к другому: от живописи пленэрной к живописи абстрактной, от работы акварелью к графике черно-белой, от мелкой цветной скульптурки к инсталляциям, от бинарной абстракции к написанию стихов. Постоянство, чередование, возвращение создают непрерывный процесс с одной стороны, а с другой — меняющиеся перемены".
— Все, что происходит с Григорием Вовком, поначалу представляется чередой вещей, которые не могут существовать в одном пространстве, — утверждает друг автора, издатель Геннадий Кацен. — Гриша невероятно продуктивен. Он проявляет свой талант как художника, так и менеджера, организатора. На этой выставке он вышел из положения: вместо рам и холстов — пластиковые коробочки от фруктов, которые у нас дома всегда выбрасываются, и не было мысли как-то их использовать. А в таком варианте, как он тут их представил, что-то в этом есть, во всяком случае, я улыбнулся, а это уже позитив. У меня дома есть несколько работ Гриши, изображающих мудрецов, и все его работы так или иначе несут духовную энергетику. Я его уважаю за его творчество, за его духовность, за отношение к работе. Он сейчас на таком выставочном пике, что долгой паузы не будет.
Эта уверенность базируется на фактаже. Григорий Вовк — участник более 200 выставок, из которых более 30 персональных. Его работы были представлены на международных выставках в Нью-Йорке, Лондоне,Токио, Риге, их можно увидеть в экспозициях Одесского художественного музея, Музея современного искусства Одессы, Музея личных коллекций им. А. В. Блещунова, в частных собраниях Украины, Израиля, Франции, США, Польши, других стран.
Виолетта СКЛЯР, Андрей ТИШКОВ.
Фото Александра СИНЕЛЬНИКОВА.