Номер 09 (1402), 23.03.2018
(Продолжение. Начало в №№ 3-8.)
Неспешным шагом
Все знают, что Эйфелева башня - такой же символ Парижа, как, скажем, Лувр. Только видно ее отовсюду.
На пути к символу к Парижа |
Тогда происходил прорыв в освоении техники и новых материалов. Металл казался универсальным строительным компонентом. Французы решили удивить гостей со всего мира гигантской башней, которую, между прочим, планировали разобрать после выставки. Инженер Гюстав Эйфель сумел создать изящную конструкцию из 15 тысяч сваренных намертво металлических деталей. Она стоит на четырех забетонированных основах и весит семь тысяч тонн. Верхушка башни достигает 320 метров, и на момент ее открытия более грандиозного объекта в мире не было. Хотя на родине не все отметили успех инженера и его сподвижников, башню сначала оставили как бы на время, но в итоге она уже 130 лет остается символом Парижа. Конечно, она сильно контрастирует с историческими постройками. Но сегодня это никого не смущает.
Мы благополучно добрались до башни. Поскольку была зима, очереди на подъемник оказались небольшими. А те, кто готов был карабкаться пешком по железным ступеням на свежем январском ветру, могли испытать себя вовсе без очередей. Поскольку башня имеет три уровня, на каждую из платформ можно подняться на лифте. Отличный вид открывается уже с первого уровня (57 метров), со второго (115) в ясную погоду виден почти весь Париж, с третьего (274 м) дома кажутся спичечными коробочками, автомобили вообще не больше букашек. И кажется, что перед вами - вся страна. На самом деле вы действительно можете узреть пригороды столицы. Но вокруг самой башни простирается Марсово поле, когда-то служившее военным плацем для строевых занятий, преобразованное в парк с водоемами и фонтанами.
Каждая из платформ используется для коммерции. Здесь есть бары и рестораны, сувенирные лавочки. Зимой на самой большой платформе первого уровня заливают каток, можно взять напрокат коньки и рассекать лед, глядя на город с высоты.
Поскольку мы изменили намеченный изначально маршрут, то логично, сойдя с высот Эйфелевой башни, пройтись через Марсово поле к внушительного размера комплексу, включающему Дом инвалидов, собор и церковь Святого Людовика. Поклонникам Наполеона скажу, что именно в этом соборе находится гробница бывшего императора. Его прах привезли сюда с острова Святой Елены, где он умер, только семь лет спустя. Говорят, что корабль, плывший по Сене от самого Гавра, несмотря на непогоду, встречал весь город. Уже в Париже останки мумифицировали по египетской технологии и замуровали в шесть гробов. Все это помещено в саркофаг из красного гранита, который видят посетители. Рядом захоронен сын Наполеона (бывший король Рима), а сам скорбный зал украшен скульптурами 12 крылатых побед. Замечу, что собор строил один из архитекторов Лувра - знаменитый мастер Ардуэн-Мансар.
Дом инвалидов возник раньше собора. Все тот же Людовик ХIV повелел построить дом для старых солдат-инвалидов, влачивших жалкое существование. Таким образом здесь они получали кров и скудное пропитание. Как и все в ту эпоху, эта по сути богадельня стала истинным памятником архитектуры и пережила замысел создателей. Нынче здесь военный музей. На широких аллеях перед Домом инвалидов выставлены орудия разных времен, а с обеих сторон входа - два немецких танка, захваченных уже в конце Второй мировой войны.
С Домом инвалидов и Марсовым полем соседствует комплекс военной школы, появившийся в середине века 18-го. Идея была такова: здесь могли обучаться молодые люди из разных слоев общества, и даже бедняки имели шанс сделать военную карьеру. Кстати, из этой школы в звании младшего лейтенанта артиллерии вышел и будущий завоеватель Европы Наполеон...
Сказать, что французы гордятся своей историей и создававшими ее великими людьми - это половина правды. Множество монументальных сооружений возведены именно с целью увековечить память предков. Конечно, взгляды на роль и заслуги перед историей тех или иных деятелей разительно менялись. Но по поводу деятелей культуры в основном ощутима солидарность. Особенно понятно это при посещении Пантеона. Изначально король Людовик ХV начал строить здесь храм. Работы сильно затянулись. Религия успела ненадолго обосноваться в этих стенах. Революция вмешалась жестко, окрестив строение Храмом Славы, где предполагалось отдавать почести великим людям. Приход Наполеона снова вернул храм церкви, но в итоге Пантеон все же пришел к идее революционеров. Сегодня здесь гробницы Жан-Жака Руссо, Вольтера, Виктора Гюго, Эмиля Золя и многих других выдающихся французов.
Эйфелева башня |
Памятник Жанне д'Арк |
Выйдите из Пантеона и оглянитесь в сторону Эйфелевой башни. Перед вами будет элегантный и ухоженный Люксембургский сад и дворец, которому уже четыре века. Даже в прохладную погоду на скамеечках и стульях в саду всегда расслабляется народ. В беседах, с книгой или газетой в руках, просто с полузакрытыми глазами и ощущением покоя. И это не раз удивляло. В мегаполисе, одном из самых оживленных и посещаемых городов мира вы запросто найдете такие островки безмятежности. Париж не гонится за тем, чтобы застроить все свободное пространство. Напротив - исторически сложившиеся ландшафтные парки бережно сохраняют, оставляя городу возможность дышать.
Кстати, как любой европейский город, Париж имел множество предприятий. Большинство из них вынесли в пригороды еще в середине прошлого века. Здесь целенаправленно борются с загрязнением воздуха, высаживают деревья (их около полумиллиона), задействуя для этого даже крыши. Каждый день специальная служба запускает в небо шар, цвет которого меняется в зависимости от качества воздуха. При этом Париж дает примерно десять процентов всего ВВП страны, город считают самым привлекательным на континенте для инвестиций. Сюда приезжает до 30 миллионов человек в год, оставляя немалые суммы за проживание, экскурсии и покупки. Французы считают, что больше всех тратят китайцы и японцы, за ними в этом рейтинге стоят американцы и русские. Европейцы не так расточительны.
* * *
Возможно ли обойти все памятные места Парижа, если, по мнению ЮНЕСКО, тут насчитали 1800 исторических объектов? Но есть знаковые точки на карте, мимо которых невозможно пройти. Вот к ним мы с вами и отправимся.
День взятия Бастилии - национальный праздник во Франции. С этого началась революция и, по сути, изменился ход истории. На площадь перед тогдашней тюрьмой вышли люди, которые штурмом взяли высокие стены. Заключенных выпустили. Бастилию сровняли с землей. Как говорится, чтоб и духу ее не было. Теперь на площади главной достопримечательностью стало здание новой оперы.
На площадь Бастилии легко попасть по улице Риволи, которая идет широкой артерией параллельно набережным Сены. Сама Риволи примечательна тем, что возникла на первом этапе перестройки центра столицы и вдоль нее высятся солидные особняки. Риволи тянется на несколько километров, как бы соединяя такие знаковые площади, как Согласия и Бастилии. На этом пути вы непременно выйдете к памятнику Жанне д`Арк на небольшой прямоугольной площади Пирамид. Воительница на коне и с копьем в руке особенно эффектно смотрится в лучах солнца, когда позолоченный монумент просто искрится, отбрасывая огненные блики. Вдоль всей улицы под аркадами скромно разместились разного рода бутики, коих в центре несметное множество.
При королях был интересный принцип застройки. Выбирали место для статуи монарха. Но не ставить же такую святыню где попало. Нужно было приличное окружение. Таким образом решали застроить некую площадь для обрамления августейшей персоны. Именно так неподалеку от Лувра и королевского дворца начали обустраивать Вандомскую площадь. Предполагалось в серединке установить памятник Людовику ХIV (который Солнце). Ясное дело - на коне. Статую установили. По периметру площади возвели ансамбль большей частью 4-этажных зданий строгой красоты. Среди них - отель "Ритц", дом, где умер Шопен, и т. д. Понятно, что революционеры статую короля демонтировали. Как позднее поступили и с аналогичным монументом Наполеону. А стоит посреди площади 43-метровая колонна, отлитая из бронзы 1200 пушек, захваченных в битве под Аустерлицем. Все это вьется спиралью до самого верха, где виднеется все тот же Наполеон, чьи победы высечены на барельефах Вандомской колонны.
(Продолжение следует.)
Аркадий РЫБАК.
Фото автора.