Номер 9 (954), 13.03.2009
Несколько лет назад в недрах управления культуры облгосадминистрации, или где-то там еще родилось решение заменить привычное с детства родное название ТЮЗ на что-то вроде Театра молодого зрителя, или просто Молодежного театра. Видимо, таким образом пытались поднять рейтинг театра, привлечь к нему внимание зрителей постарше. Название не приживается. Лично для меня аббревиатура ТМЗ, например, ассоциируется с каким-то заводом, то ли ХТЗ, то ли ВАЗом.
Оказалось, что гораздо продуктивнее поставить в театре несколько взрослых пьес, причем поставить успешно, потому что актерский состав театра достаточно интересен. "Взрослые" спектакли "Филумена Мартурано", "Стеклянный зверинец", "Божьи коровки возвращаются на Землю" получили высокую оценку в прессе и у тех отнюдь не юных зрителей, которых не отпугнуло ни старое название - ТЮЗ, ни непонятное новое название: "Что это еще за театр молодежи, с чем его кушают и кого отнести к молодежи?".
А путь правильный. Нужно только время. Время и деньги. Деньги на новые постановки и на рекламу. (Кстати, почему бы какой-то из многочисленных одесских телекомпаний не показать один из названных спектаклей полностью? Он займет не больше эфирного времени, чем две серии какого-нибудь убойного блокбастера).
Но время - это время, а деньги... Деньги, деньги, деньги!.. Поставить спектакль, оформить его красочно, применить современные технологии стоит недешево. Ну да ладно. В ТЮЗе (позвольте я буду называть театр именно так) отличнейшие технические работники, умельцы на все руки. Я не говорю уже о главном художнике театра заслуженном художнике Украины Николае Вылкуне, которого можно смело назвать Николаем-Чудотворцем, поскольку он умеет сотворить при помощи своей фантазии и буквально бросовых материалов чудо на сцене. Но деньги также нужны и на новые современные пьесы. Классика - это прекрасно, на то она и классика. Для школьников классика необходима, как хлеб, как вода, без которой невозможна жизнь. Но не хлебом единым, а тем более не только на воде и хлебе нужно растить молодое поколение. И тут снова на первую роль выходят деньги. Как хлеб и вода, в сравнении с другими продуктами, классика стоит несравнимо дешевле, чем современная пьеса. Дело в том, что покойным классикам платить не нужно. Да и не классикам тоже, если они ушли из жизни более 25 лет назад (за точность указанного срока не ручаюсь). Вернее, не им самим, а их наследникам. А вот ныне здравствующие авторы задаром свою пьесу поставить не дадут, за что, конечно, их порицать глупо, но театру от этого не легче. Возникает ситуация, которую иначе, как репертуарным голодом не назовешь. Особенно этот репертуарный голод сказывается на выборе пьес для тинэйджеров, которые от "Красной Шапочки" ушли, а к "Лесу" Островского еще не пришли.
Я не просто так упомянула постановку "Леса". Была эта пьеса в репертуаре ТЮЗа. Ее очень удачно поставил в свое время главный режиссер театра заслуженный артист Украины Владимир Наумцев. Кстати, даже подростки смотрели этот спектакль с неослабленным вниманием. Конечно, для них на первый план выходили не любовные притязания стареющей женщины. Гурмыжская для них - просто жадная старуха, но все перипетии спектакля, вся интрига, их задевала за живое. Однако время идет, и из спектакля ушли по разным причинам, в том числе и на другие сцены, ведущие актеры. И нужно вводить новых исполнителей, а где их взять?
Вот и вторая проблема театра, один из ракурсов которой тоже сводится к вопросу о деньгах. Деньгах, которые нужны, чтобы приглашенным молодым исполнителям обеспечить хотя бы съемное жилье.
Сейчас в театр пришел новый директор - Эдуард Анатольевич ОСТАПЧУК. Человек, исполненный энтузиазма, при этом имеющий немалый опыт продюсерской работы. Он принимал непосредственное участие в крупных проектах Одесской киностудии и "Мосфильма" и в других интересных акциях общекультурного и образовательно-просветительского характера, адресованного детям.
Эдуард Остапчук намерен повести ТЮЗ по пути взросления, так, чтобы репертуар театра был интересен не только любому детскому возрасту, но и привлекал одновременно взрослую публику. Я бы добавила к этому прописную истину - репертуар должен привлекать и артистов. На ролях зайчиков и третьего гриба в "Красной Шапочке" прожить актерскую жизнь никому не хочется. Не говоря уже о потере квалификации. Все знаменитые детские театры стоят и стояли на том, что день отдается детям, вечер - взрослым. Поэтому был так популярен Ленинградский ТЮЗ Корогодского, поэтому пользуется успехом Петербургский детский музыкальный театр "Зазеркалье" Петрова (там наряду с детскими ставятся серьезные оперные спектакли, поэтому в театре с радостью работают просто выдающиеся вокалисты), Музыкальный театр Н. Сац, Московский ТЮЗ и т. д.
Новые спектакли, возвращение в репертуар старых хороших постановок (лично я вернула бы спектакли "Дульсинея Тобосская" и "Клинч, или Каштанка"), привлечение интересных режиссеров со стороны, перевод постановок на новые рельсы с использованием современных технологий и спецэффектов, использование смежных видов искусства и информации (кино и телевидение) - все это входит в планы нового директора. Не говоря уже о ремонте театра и использовании его второй, малой, сцены.
Ну что ж, все это просто замечательно, но я, как всегда, заканчиваю статью осторожным "поживем, увидим". Уж в очень непростое время приходится становиться на путь преобразований новому директору.
Елена КОЛТУНОВА.
P.S. От одного из журналистов, присутствующих на пресс-конференции в ТЮЗе, поступило дельное, с моей точки зрения, предложение: объявить конкурс на лучшую пьесу для среднего школьного возраста. Приз может быть чисто условным. Графоманских опусов, конечно, наберется целая навозная куча, но в ней могут быть и жемчужные зерна. Я бы на месте руководства театра дерзнула.
Е. К.