Номер 09 (805), 10.03.2006
Вопрос о прототипе одного из самых знаменитых литературных героев ХХ века Остапа Бендера волнует читателей и критиков буквально с первых дней появления "Двенадцати стульев". Сами авторы, Илья Ильф и Евгений Петров, утверждали, что это обобщенный образ, в котором собраны черты многих их знакомых и друзей. Недавно этой проблемой озаботился молодой литературовед из Екатеринбурга, заместитель главного редактора журнала "Урал" Сергей Беляков. И написал статью "Одинокий парус Остапа Бендера", которую опубликовал в конце прошлого года известный московский журнал "Новый мир". Проведя детальный анализ романов, а также биографических очерков, мемуаров и проч., С. Беляков обосновал свою версию: основным прототипом Остапа Бендера является Валентин Катаев брат Евгения Петрова и друг Ильи Ильфа, который, кстати, и подсказал соавторам идею "Двенадцати стульев".
С. Беляков в своей статье раскрыл тему шире, чем установление прототипа, тем более, что на самом деле в Остапе Бендере объединены черты разных людей. Пожалуй, это первая в литературоведении работа, где столь детально (при всей компактности) анализируется творчество нашего великого земляка. Уральский автор приходит к выводу, что В. Катаев при всей неоднозначности его, так сказать, политического лица как художник является одним из крупнейших прозаиков русской литературы ХХ века. Одесситы, конечно, об этом знают давно. Однако после "перестройки" к Герою Соцтруда В. Катаеву отношение у российских критиков и литературоведов большей частью отрицательное. Приятно, что молодой и, судя по всему, незашоренный исследователь, к тому же уральского происхождения, пришел к тому же выводу, что и мы: Валентином Катаевым русская литература должна гордиться. А одесситы им гордились всегда.
А. Г.