Номер 08 (1401), 16.03.2018
(Продолжение. Начало в №№ 3-7.)
Неспешным шагом
Напомню вам, что Париж - город относительно небольшой, но с некоторых пор удачно спланированный. В своих теперешних границах столица умещается с 1860 года.
Но если тогда рубежи четко обозначала так называемая Стена откупщиков высотой до пяти метров, то нынче это кольцевая дорога Периферик. Дальше - пригороды. В том числе знаменитые Булонский и Венсенский леса с прожилками тропинок, полянами для отдыха, местами для конных прогулок и прочими приятными мелочами. В пригороде, кстати, находится и не менее знаменитый теннисный комплекс "Ролан Гаррос", где разыгрывают один из четырех самых престижных титулов мирового профессионального тенниса.
Из того, что за городской чертой, особняком стоит Версаль. Сегодня это отдельный город с почти стотысячным населением. Но изначально дворцово-парковый комплекс возводился как летняя королевская резиденция. Людовик XIII построил небольшой охотничий домик (около 150 кв. м). По-настоящему занялся этим местом монарх-долгожитель Людовик ХIV. Он значительно расширил постройки, а затем с помощью лучших мастеров Франции создал настоящий шедевр. Архитекторы Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар возвели дворец и ряд более мелких объектов, Андре Ленотр обустроил парк, которому и по сей день нет равных в Европе. Ландшафт был частично изменен, выполнены колоссальные работы по созданию террас, прудов, оранжереи, газонов и клумб. Для этого задействовали все трудоспособное население окрестных сел, запрещали частное строительство и в мирные годы массово привлекали целые полки солдат.
Король-Солнце давно опасался дворцовых интриг, и потому проживание в центре Парижа в огромном Лувре его напрягало. При первой же возможности он отправлялся в Версаль и в конце концов перенес туда свою официальную резиденцию. При этом служившие при дворе вельможи так же обязаны были жить поблизости, чтобы их можно было не выпускать из поля зрения. Больше столетия (с 1682 года вплоть до революции 1789 года) Версаль оставался резиденцией королей. Специалисты подсчитали, что за несколько десятилетий на создание и обустройство крупнейшего комплекса на континенте было потрачено свыше десяти тысяч тонн серебра! В современных ценах это десятки миллиардов евро. Но разве можно оценить все хранящиеся в Версале произведения искусства, многочисленные статуи, украшающие аллеи парка, уникальные предметы быта, фонтаны и саму атмосферу этого места? Все это невозможно описать и даже бегло осмотреть.
Версаль завораживал не только обывателей, но и монархов, которые пытались в своих странах воспроизвести что-то подобное. Так появились дворцово-парковые комплексы в Германии и Австрии, Италии и Латвии. Во время своего визита во Францию внимательно изучал территорию русский царь Петр I. По его распоряжению обустроили роскошный комплекс в Петергофе. В Вене автрийский император создал прекрасный парк в Шенбрунне, король Пруссии выстроил себе резиденцию Сан-Суси в Потсдаме. Все они по-своему прекрасны. Но образец не превзошли...
Версаль оставался не только центром притяжения для французов. Это знаковое место и в мировой истории. Когда после революции территория пришла в упадок, Наполеон в 1801 году объявил парк общедоступным музеем, чуть позже открыли доступ во дворец, Большой и Малый Трианоны, в галереи и королевскую оперу. Уже с 1837 года здесь работает музей истории Франции. Интересно, что именно в Версале были подписаны договор о независимости США (1783 год), Декларация прав человека и гражданина (1789). После окончания франко-прусской войны немцы для большего унижения противника именно здесь подписали документы о создании Германской империи (1871 год). На том же месте врага унизили французы, когда в 1919 году скрепили подписями Версальский договор, подводивший итог Первой мировой. Немцев обложили непосильной контрибуцией, что, по мнению некоторых политологов, подтолкнуло в будущем обнищавшие массы германских городов в объятия нацистов...
* * *
Пора возвращаться в Париж. Когда-то астроном Араго обозначил нулевой меридиан в своем любимом городе. С севера на юг установили 135 медальонов на мостовых, на тротуарах и домах. На меридиане расположена Парижская обсерватория. А нулевой километр находится на площади перед Нотр-Дамом. От него идет отсчет всех дорог Франции, которые расходятся радиусом во все уголки страны.
Можно начать неспешную прогулку именно с нулевого километра. Тогда с острова Сите по одному из мостов перейдем на набережную, пройдем вдоль стен Лувра и окажемся на просторной площади с псевдоримским сооружением.
Арка Карусель была возведена в начале XIX века в честь побед Наполеона. Изначально ее венчали четыре бронзовых коня, нагло снятых с собора Сан-Марко в Венеции. После краха наполеоновских планов кони вернулись домой, а их место заняла бронзовая квадрига со статуей мира. Но сама арка со стройными мраморными колоннами и красивыми барельефами остается яркой достопримечательностью. Как, впрочем, и начинающийся сразу за ней сад Тюильри.
Создавал сад с фонтанами и строем изящных скульптур тот же мастер, что трудился в Версале, - Андре Ленотр. Да и по времени работы почти совпадают (1663 год). Сама же идея разбить здесь парк в английском стиле пришла в голову Екатерине Медичи сотней лет ранее, когда она приобрела этот участок, но замысел не реализовала.
Сад Тюильри растянулся почти на километр и приведет вас от арки Карусель к площади Согласия. С ней связана буря страстей. Изначально территорию обустраивали в честь короля Людовика ХV, чья конная статуя красовалась посреди участка. Революция не только снесла монархию, но и железный облик ненавистного короля. На месте статуи установили гильотину и казнили здесь сотни людей. Отсекли головы не только Людовику XVI и Марии-Антуанетте, но и политикам противоположного лагеря типа Робеспьера. Это зловещее место назвали площадью Согласия в 1795 году, когда страсти улеглись. Нынешний облик сформировался только к 1840 году. Сегодня в центре площади - 23-метровый египетский обелиск из Луксора, подаренный Франции пашой Али и украшенный иероглифами. По краям разместились дворцы и восемь статуй в честь крупнейших городов страны. А главным украшением стали два многофигурных фонтана, придающих месту праздничную атмосферу.
Только выйдете за пределы площади Согласия - и сразу на пути возникнет монументальное строение, из-за которого выглядывает еще более монументальное. Это Большой и Малый дворцы. Изначально они не планировались стать местом проживания. Их строили накануне Всемирной выставки 1900 года. Фактически это были павильоны для размещения экспонатов достижений науки и техники того времени. Но Париж не мог себе позволить поставить в центре города обычные конструкции-времянки. Строили на века и с размахом. Конечно, в обоих дворцах заметна архитектурная эклектика. Мощные ряды колонн, фризы и скульптурные композиции сочетаются с перекрытиями из стекла и стали. Но в целом оба дворца впечатляют. Большой дворец растянулся аж на 240 метров. Его долгое время использовали для проведения ярмарок и автомобильных салонов. В Малом выставляли менее масштабные экспозиции. Но сегодня в нем помещается коллекция города Парижа, состоящая из произведений художников и скульпторов ХIХ века. В Большом дворце есть зрительные залы, где проходят театральные представления, и светлые помещения для выставок современных мастеров изобразительного искусства.
По логике нам бы сейчас свернуть на улицу Риволи или пойти наискосок от Большого дворца по Елисейским полям до самой Триумфальной арки. Вы можете так и сделать. Но наша неспешная прогулка резко поменяла направление. Дело в том, что моя младшая дочь мечтала оказаться в Париже и поскорее взобраться на Эйфелеву башню. С набережной, где расположены дворцы, башня отчетливо видна. Расположена она, правда, на другом берегу реки, и идти до нее не пять минут. Но дочь запросила изменения маршрута. И мы, как мотыльки на свет, ринулись в направлении башни.
(Продолжение следует.)
Аркадий РЫБАК.
Фото автора.