Номер 05 (1398), 16.02.2018
(Продолжение. Начало в №№ 3-4.)
Волшебная шкатулка
Представьте себя гостем Парижа, решившим посетить хотя бы несколько здешних музеев. С чего начнете?
Скорее всего, с Лувра. Или с Орсэ. Ну, может быть, с музеев Родена, Бальзака, Гюго, Пикассо или Дали. Или с Центра Помпиду, музеев моды, Монмартра, канализации, в конце концов? От обилия вариантов голова пойдет кругом и вмиг станет ясно, что любой визит во французскую столицу слишком короток.
Наш последний приезд в Париж с друзьями и детьми-подростками предполагал поездку в Диснейленд. Но не повезло с погодой. Дожди. А значит, по парку не погуляешь и на открытых аттракционах не покатаешься. Решили пройтись по музеям. На календаре было 1 мая. В международный праздник трудящихся Париж отдыхал. Все было закрыто. Почти все. Нам подсказали, где трудятся без выходных. И мы быстрым шагом пошли по широким и на удивление безлюдным в тот утренний час тротуарам столичного центра. На бульваре Монмартр легко нашли музей Гревен, открытый здесь еще в 1892 году. Сегодня восковыми фигурами никого не удивишь, но у этого заведения своя необычная история.
В залах Лувра |
Для более детального знакомства публики с главными героями публикаций редактор решил выставлять на общее обозрение их... фигуры. Помог осуществить эту идею талантливый скульптор Гревен, именем которого и назван музей. Кстати, сама идея создания восковых фигур родом из Франции. Издавна было принято снимать посмертные маски королей на память потомкам. Во времена революции шустрая дамочка Тюссо сумела обзавестись масками Людовика ХVI, Марии-Антуанетты, Марата, Робеспьера. Именно они стали основой ее лондонской коллекции. Гревен создал несколько сотен фигур своих современников. Экспозиция постоянно менялась и пополнялась. Всего для этого музея изваяли уже несколько тысяч фигур, из которых в залах сегодня выставлены чуть больше трехсот. В основном частью это знаменитые французы. Но весь комплекс музея - это не только фигуры. Сначала вы попадаете в изысканный зеркальный зал с магическим хрустальным шаром и небольшим световым шоу. Здесь же находится и сохранивший роскошь начала прошлого века театральный зал на 200 мест. В нем Майер устраивал просмотры кинофильмов, проводил представления лучших фокусников, здесь был показан первый мультик, сработанный еще в конце ХIХ века. Традицию камерных концертов иллюзионистов в этих стенах сохраняют до сих пор...
...Впереди было еще добрых полдня. И мы неожиданно нашли еще один работавший 1 мая музей. Где-то неподалеку от Отель-де-Вилль, где нынче расположен муниципалитет Парижа, в укромных малолюдных улочках возникла неоновая вывеска Музей магии (естественно, красного цвета). Спустились в подвальное помещение и как бы попали лет на сто назад. Каждый уголок преподносил сюрпризы. Какие-то хитрые приспособления с системой зеркал, карты, цилиндры, шарфы и прочие атрибуты фокусников. Было там еще полно всякой всячины с разъяснениями на французском, что лишало нас удовольствия докопаться до сути. Но зато в одном из дальних зальчиков оказался небольшой амфитеатр мест на полста, где можно было воочию поглядеть, что умеют местные маги. Сменяя один другого, на подиум выходили профи, делали пасы руками, что-то приговаривая и пошучивая с теми, кто их понимал. Детям, судя по всему, нравилось...
Наверняка, даже в самый-самый выходной день можно найти работающие заведения в сфере развлечений. Нам в тот раз выпали такие лоты...
* * *
Любой знает, что самый активный период путешествий - лето, сезон отпусков. Именно поэтому рекомендую вам посетить такие грандиозные музеи, как Лувр, зимой.
Народу в разы меньше, а экспонаты те же самые. Испытал на собственном опыте, когда однажды оказался в Париже в конце января. Удалось найти пансионат в самом центре и до Лувра нам было всего минут десять ходьбы. Важный момент, ибо в самом музее вы наверняка проведете если не целый день, то большую его часть. Пока будете стоять в очереди у входа в стекляную пирамиду посреди огромного луврского двора, постарайтесь повнимательней рассмотреть сам ансамбль зданий.
Вся эта махина, выходящая одной стороной на набережную Сены неподалеку от острова Сите, строилась многие века и по ходу меняла свое назначение. Все началось в ХIII веке, когда построили достаточно мощную крепость. Тогда она занимала примерно четверть пространства нынешнего квадратного двора. В следующем столетии цитадель становится более пригодной для жилья. Карл V переносит сюда свою резиденцию, основывает обширную библиотеку, за что впоследствии удостоился эпитета Мудрый. Позже были планы постройки дворца Тюильри и соединения его с Лувром. Весь комплекс не раз перестраивался, достраивался и реконструировался. При Людовиках (13-м и 14-м) дворец обзавелся новым фасадом и прекрасными скульптурами. Но с переносом королевского двора в Версаль работы остановились. Лувр приходил в упадок, и его состояние было таким, что стоял вопрос о сносе дворцового комплекса. Как ни удивительно, но от такой участи его спас народный бунт. Народ ринулся в Версаль, чтобы заставить короля вернуться в Париж. Итогом бунта была Французская революция с казнями и кровью. Но Лувр ожил. Наполеон продолжил работы, а завершить строительство довелось уже Наполеону III. Свой теперешний облик Лувр сохраняет с 1871 года, когда после пожара практически исчез соседний дворец Тюильри и на его месте остался только парк. Кстати, утеряна и собранная когда-то Карлом Мудрым библиотека. Но его последователи начиная с ХVI века собирали произведения искусства. Особенно большие пополнения происходили при Людовиках, которые собирали ценности со всего света, из колоний и соседних стран. Уже в августе 1793 года (опять-таки после революции) все эти сокровища стали доступны для обозрения публики. Завоевавший позднее пол-Европы император Наполеон неизменно требовал от побежденных дань в виде картин, скульптур и других художественных ценностей.
Таким образом Лувр стал хранилищем предметов античности, Древнего Египта, произведений мастеров от средневековья до позапрошлого века. Сегодня в музее находится до полумиллиона экспонатов. Естественно, даже беглый их осмотр заставит вас поселиться в музее минимум на неделю. Каждый посетитель пытается проложить в этих лабиринтах прекрасного свой маршрут. Но все неизменно рвутся своими глазами увидеть несколько топовых экспонатов, на которые ссылается любой рекламный проспект музея.
(Продолжение следует.)
Аркадий РЫБАК.
Фото автора.