Номер 3 (948), 30.01.2009
Несмотря на отсутствие в Украине подводного флота, не убывает активность подводников-ветеранов. Объединённые, в частности, общественной организацией "Ассоциация моряков- подводников им. А. И. Маринеско", моряки, отдавшие военно- морскому флоту лучшие годы жизни, стремятся к общению друг с другом, их заботит и нынешнее состояние военно-морских сил нашей страны.
Вот уже много лет подводники разных стран мира собираются на свои традиционные встречи - международные конгрессы. 41-й такой конгресс прошёл несколько лет назад в Одессе, в нём принимали участие более 300 подводников из 28 стран мира. Представители города-героя Одессы побывали и в Москве, на 43-м конгрессе, и в Шербуре (Франция), на 44-м форуме, и в Гдыне (Польша) - на 45-м. Везде отечественные моряки подплава достойно представляли свой город и свою страну. Очередной, 46-й Международный конгресс, пройдёт с 8 по 12 сентября 2009 года в г. Сан-Диего (США). Особенностью одесской делегации станет её повышенный статус - планируется участие представителей руководства Одесской облгосадминистрации и Одесского облсовета.
Кроме того, в Одессе в июне 2009 года намечен другой сбор ветеранов подводного флота - Третий Всеукраинский конгресс подводников. Предпочтение Одессе, как видно, отдают не впервые благодаря проявленным ранее высокой организованности и гостеприимству черноморской жемчужины.
Продолжают моряки-ветераны борьбу за сохранение
мемориального комплекса возле Пересыпского моста -
памятников А. И. Маринеско, морякам, погибшим в годы Второй
мировой и "холодной" войн. Угроза существованию монументов
связана с развернувшимся в непосредственной близости от них
строительством автозаправочной станции. В настоящий момент
пятилетней давности решение Одесского горсовета о выделении
площадки под строительство АЗС опротестовано прокуратурой
города.
В ответ на обращения Ассоциации подводников руководство Одесского горсовета обещало ветеранам обеспечить сохранность памятного комплекса. Чиновники обещают, строительство АЗС продолжается, как и пикетирования подводников возле мемориала и стройки.
А что же подводный флот Украины - быть ему или не быть? Прозвучавшие в последние годы полярно противоположные мнения высоких киевских чиновников (от "продать остатки подводной лодки" до "купить за границей несколько кораблей") так бы и привели в тупик, не будь систематических настойчивых требований ныне служащих моряков и ветеранов: подводный флот Украине нужен!
В первую очередь речь идёт о дизельной подводной лодке проекта 641. Её водоизмещение - 1952 т (надводное) и 2484 т (подводное). Длина - 91,3 м, ширина - 7,5 м, осадка - 5,09 м, наибольшая скорость хода - 16 узлов, предельная глубина погружения - 280 м, вооружение - 533-мм торпедные аппараты (6 носовых и 4 кормовых), боезапас - 22 торпеды.
Лодка была заложена 24 марта 1970 года на Адмиралтейском заводе в Ленинграде, спущена на воду 29 мая 1970 года. 6 ноября того же года вошла в состав Северного флота под номером Б-435. В составе ВМФ СССР совершила 14 дальних походов, в том числе в 1971 году посетила столицу Кубы Гавану, а в 1977 году в ходе боевой службы нанесла визит в Тунис. 27 августа 1990 года вошла в состав Черноморского флота, в 153-ю бригаду 14-й дивизии подводных лодок. Базировалась в Балаклаве (Крым), где располагались огромные, защищённые от ядерных ударов горным массивом, созданные военными строителями и метростроевцами туннели, каналы для подводных лодок, специальный завод по ремонту и обслуживанию этих грозных кораблей, арсенал, содержавший также и ядерные боеприпасы (торпеды), казарма для экипажей. Обо всём этом можно узнать теперь в Балаклавском военно-морском музее ВМС Украины.
После раздела Черноморского флота Союза в 1997 году подлодка Б-435 перешла в собственность Украины и получила новое имя - "Запорожье".
Совсем недавно Кабинет Министров Украины принял решение о финансировании ремонта и ввода в строй этого корабля к июлю 2009 г. И вот уже требуемые средства перечислены исполнителю. За чем же дело стало? Докование лодки запланировано в Севастополе в плавдоке (ПД-88) Черноморского флота Российской Федерации на январь-февраль 2009 г. Но у россиян есть потребность в ремонте и своего флота, например, большого десантного корабля, и очерёдность выбирать им. С другой стороны, как рассказывают ветераны, в Одессе в недалеком прошлом доковались на СРЗ № 1 ("Украина", ныне судоверфь в составе Одесского морского торгового порта) и корабли ВМФ СССР. Учитывая ухудшившиеся за многие годы технологические и кадровые возможности одесского предприятия, можно предположить, что задача восстановления подводной лодки "Запорожье" по плечу мастерам из Николаева (Черноморский судостроительный завод и другие), однако такого заказа до сих пор никто не озвучил. Более того: на Николаевских верфях, где в течение десятков лет были созданы многие крупнейшие боевые корабли, могли бы быть построены и новые подводные лодки. Было бы финансирование. Однако на уровне высоких чиновников речь сегодня идёт как о намерении приобрести зарубежные устаревшие плавъединицы, так и о попытке закупить за границей новые подлодки. Официального решения на уровне Президента страны и Кабинета Министров пока нет. А впереди ещё и кадровые вопросы: для нормального функционирования лодка должна быть обеспечена двумя экипажами, основным и подменным (экипаж "Запорожья" - 77 человек: 12 офицеров, 13 мичманов, 52 старшин и матросов). Пока что, с 1997 по 2008 годы, будучи в составе ВМС Украины, лодка не выполнила ни одного боевого задания.
Озабочены ветераны не только судьбой лодки "Запорожье". Ещё один корабль стоит в Херсоне у пирса судостроительного завода, полузатопленный - лодка "Кефаль" ("С-310"), созданная ещё во времена СССР как уникальное судно-цель. С прочным двойным корпусом, с применением нержавеющей стали. Корабль был подарен Российской Федерацией Украине по её просьбе, и вскоре из государственной собственности перешёл... в частную. По сообщению газеты "Голос Украины", в центре Киева к Евро-2012 может появиться музей Военно- Морских Сил Украины. Для этого "Кефаль" планируют перегнать по Днепру в украинскую столицу. Сколько шансов на успех этой затеи, если ориентировочная стоимость работ оценена в 100 тыс. долларов США?
P. S. Помните бессмертные крыловские строки: "Там слов не тратить по-пустому, / Где нужно власть употребить"? На днях, как сообщает интернет, моряки корабля ВМС Индии, устав посылать вертолёт для отпугивания сомалийских пиратов, "употребили власть" и отправили на дно одну из бандитских шаек, реально угрожавших захватом индийскому торговому судну. Остальные военные корабли - США, России, других стран - выжидают, выпрашивают у ООН дозволения применять силу против бандитов. Представляете, что могли бы сделать парочка водолазов - "морских котиков" и одна подводная лодка? Украинская... Да только "хороша ложка к обеду", а точнее - до захвата "Фаины".
Леонид БЕНДЕРСКИЙ.
На фото:
- Подводная лодка "Запорожье" в Балаклавской бухте;
- пикет подводников у памятника Маринеско,
справа -
строительство АЗС (фото автора).