Номер 12 (1544), 27.05.2021

СИГИЗМУНД ЕЩЕ НЕ ВСЕ ВЗЯЛ ОТ ЖИЗНИ

В Театре музкомедии показали долгожданный (в том числе и из-за карантинных проволочек) мюзикл "По Дерибасовской...". Режиссер и автор сценической редакции, заслуженный деятель искусств России Владимир Подгородинский, создал насыщенное действо, которое с полным на то основанием можно назвать "Белой акацией" наших дней. Конечно, "акациевой" ясности сюжету недостает, но ведь и время другое, и тема непростая поднимается. Настоящие, бывшие, будущие и даже несостоявшиеся одесситы могут присоединиться к хору: "...Ты нам так нужна, Одесса, маяком в судьбе — Одесса...". Благо и на программке ноты напечатаны, раскрывай да пой. Куда деть ностальгию, даже если ты успешен на новом месте жительства? Есть ли о чем сожалеть тем, кто выбрал однажды здесь остаться? Почему ни разу не одесситам так важно знать, что есть такой город на земле? Четкого ответа на эти вопросы нет, но они хотя бы заданы, и спектакль рисует нам некую условную Одессу, которую нельзя не любить.


Вся постановочная команда (дирижер — Юрий Литовко, художник-постановщик — заслуженный художник Украины Станислав Зайцев, балетмейстер-постановщик — Ольга Навроцкая, хормейстер-постановщик — Сергей Савенко, художник по костюмам — Елена Лесникова) дружно вдохновилась замыслами авторов, к слову неодесситов.

Петербургский композитор Владимир Баскин в онлайн-режиме поведал: "Для меня и моего соавтора Константина Рубинского огромная честь — соприкоснуться с творчеством великого, не побоюсь этого слова, писателя, философа, сатирика Михаила Жванецкого. Сложность искусства Михаила Михайловича в том, что, по сути, ему, как автору, не нужен театр. Ему не нужна сцена, декорации, реквизит, костюмы. Ему не нужны актеры, за исключением его соратников Романа Карцева и Виктора Ильченко. Ему нужен только его зритель, не слушатель, а все-таки зритель, потому что для правильного восприятия Жванецкого очень важно видеть его лицо, его оценки, его реакцию, потому что только тогда мы понимаем его подтексты, его намерения, его посыл, аллюзии, аллегории, точно считываем его интонацию. Мы создавали смешной, веселый, озорной, искрометный, как и юмор Жванецкого, спектакль. Здесь есть интрига, погоня, детектив, любовь и неожиданная развязка. Самые известные афоризмы Михаила Михайловича мы превратили в припевы музыкальных номеров. Много в спектакле загадок, зашифрованных ребусов и шарад, тайн и секретов".

Действительно, за этим спектаклем нужно внимательно следить и посетить его не один раз и не в одном актерском составе. Проверено: будет "выплывать" что-то новое, незамеченное ранее. Пароход "Одесса", томящийся у причала, конечно, прообраз города, на нем не уйти в "кругосветку", но можно подняться на палубу и посмотреть на город с моря... Идея создать плавучее казино, чтобы ловить "уловы чистой прибыли", сразу вызывает отторжение, как и подозрительный типчик, слоняющийся по причалу с портфелем. Австралийский историк? Не смешите мои тапочки... Слишком хорошо говорит по-русски!

Сцену оживляют колышущиеся, словно на морском ветру, проекции картин одесских художников, а одежда действующих лиц запринтована фрагментами живописи, но при этом персонажи с фоном не сливаются, а выступают из него. Грег Смитсон, он же бывший одессит Григорий Смирнов (в разных составах эту роль исполняют народный артист Украины Владимир Фролов и заслуженный артист Украины Владимир Кондратьев) — неоднозначный характер, неидеальный герой. Видели бы вы, как этот лощеный красавчик может скандалить на Привозе! Каким заученным жестом он даст взятку чиновнику, чтобы оформить право на пароход! А как приударит уже в больнице за хорошенькой медсестричкой Надеждой... Маска за маской слетают с Грега вплоть до финальной фразы: "Нормально, Григорий? — Отлично, Константин!". Константин, что в переводе означает "постоянный", буквально врос в этот порт, в этот причал (в этой роли дважды довелось увидеть Виталия Платова), он не искал признания вдали от Одессы, согрел любовью брошенную Гришей невесту и вырастил его дочь. И да, пароход он тайком ремонтирует, а бригадир портовиков Сигизмунд (шикарный, колоритнейший заслуженный артист Украины Сергей Мильков) с деталями помогает. Так что иностранные капиталы не больно-то и нужны, хотя если Гриша настаивает...

"Нос этого парохода снимался в "Броненосце "Потёмкин", а корма — в "Бриллиантовой руке", — нахваливает свой "товар" начальник морского ведомства (Владимир Муращенко), вовремя раскрывая портфель в ожидании заветного конвертика. Портфелей в этой истории много. Либретто идет по принципу, хорошо освоенному французскими комедиографами, только суматоха возникает не вокруг исчезновений и подмены соломенной шляпки или чемоданчика. В центре внимания — портфель Грега, напоминающий пресловутый портфель Жванецкого, но не тождественный ему (не будем раскрывать всех сюжетных ходов). Чехарда с портфелем приводит героя, например, во дворик на Дерибасовской, где обитает ходячая поисковая система тетя Сара (Лилия Духновская и заслуженная артистка Украины Тамара Тищенко подключаются к "сети одесских слухов", не забывая отдыхать тамадой на свадьбе).

Хор неистовствует: "Кто-то посылочку прислал — откроем, откроем, откроем всем двором! Кто-то любовницу привел — оценим, оценим, оценим всем двором!". И снова мы в порту, но на другом причале, где мирно "забивают козла" портовики под предводительством бывалого Сигизмунда. О, его не смутить противоречивыми указаниями, доносящимися из радиорубки, он знает, что можно даже "лежать на правильном пути"!

"Сколько раз женить меня пытались, сколько раз сбегал я из-под загса...". Это страстное танго Сигизмунд исполнит на пару с весьма знойной красоткой Дианой (заслуженная артистка Украины Аурика Ахметова), и зал поймет: этот парень влип по пояс... Помните, был такой монолог у Аркадия Райкина, автором которого является Жванецкий: "Но я сказал себе: Сигизмунд, ты еще не все взял от жизни!". Вот женится — и доберет то, что не добрал, такими женщинами не бросаются! Вакхические напевы об алкоголе в малых дозах, который безвреден в любом количестве, звучат в Центре культуры вина в Шабо, Грег невзначай проходит кастинг на главную мужскую роль в постановке "Роковая юдоль" театральной студии порт-клуба, перемещениям и поворотам сюжета несть числа.

Вот почему Грег-Гриша вначале злой такой был? Так ведь подруги жизни, одесситки не было у него! "Я Надежда, ваша медсестра. — Вся надежда лишь на вас..." — этот дуэт (изящная Наденька в исполнении Виктории Подольной очарует любого) становится переломным моментом сюжета. Ну кого можно было встретить такому шикарному мужчине "в стране кенгуру"? Невеста с медицинским образованием и одесским шармом на дороге, знаете ли, не валяется. Смех и печаль, юмор и сатира (один восторженно марширующий хор городских чиновников заставит смеяться до колик) плюс профессионализм и отточенное мастерство каждого участника спектакля говорят в пользу мюзикла. А еще в течение года со дня премьеры никакой другой театр не имеет права его поставить. Так что можно еще и сделать сборы, особенно когда требования "шахматной" рассадки уйдут в прошлое.

Театр обрел еще один спектакль, достойный стать его визитной карточкой.

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.