Номер 9 (1056), 11.03.2011

ПАМЯТИ МАЭСТРО

Каждый мой телефонный разговор с Маэстро начинался одинаково:

- Давид Иосифович, это Лена Колтунова.

- Ну, конечно, узнаю, дорогая. Вы же знаете, как я отношусь к вам. Я очень любил вашего отца (кинодраматурга, писателя и музыканта Григория Колтунова - Е. К.). Я ЕЛ ХЛЕБ В ЕГО ДОМЕ.

Давид Иосифович СИПИТИНЕР был одним из немногих людей, которые до конца жизни помнят тех, в чьем доме они "ели хлеб". Я думаю, что все понимает фигуральность этого выражения. Дело не в том, что на стол, кроме хлеба, подавалось и что-то иное. Давид Иосифович имел в виду ХЛЕБ не столько МАТЕРИАЛЬНЫЙ, сколько ДУХОВНЫЙ.

И память эта тоже была не столько, если можно так выразиться, физическая, сколько души и сердца.

Хотя и на физическую память Маэстро не имел основания жаловаться. Каждый разговор с ним открывал такие пласты истории музыкальной Одессы - событийные и личностные, что сегодня остается горько пожалеть, что не записывала я наши беседы на диктофон. Оправданием мне может служить только то, что самые интересные встречи оказывались случайными. Не забуду встречу во фруктовом ряду Нового рынка. Давид Иосифович был в ударе. Его блистательные и остроумные экспромты привели в такой восторг торгующий люд, что этот восторг выплеснулся и на меня в виде пониженной цены и повышенного качества купленных фруктов.

Впрочем, сам Маэстро сказал как-то, не без кокетства: "Слабеет память, Лена", - явно процитировав Пушкина и заменив имя Таня на Лену. Но в 80 лет он безо всякого кокетства на полном серьезе начал с помощью китайских студентов изучать китайский язык для тренировки памяти.

Давид Иосифович Сипитинер родился 21 января 1925 года. Он стал последним учеником легендарного Петра Соломоновича Столярского и одним из первых учеников тоже ставшего легендой Бениамина Зиновьевича Мордковича. Потом были Ленинградская консерватория, занятия с выдающимися представителями ленинградской скрипичной школы Николаем Рабиновичем и Эдуардом Грикуровым.

И снова Одесса. Одесский оперный театр, в котором он простоял за пультом 58 лет.

Вот что писалось в одной из одесских газет более полувека назад:

"В рамках музыкального лектория в зале Технологического института им. И. Сталина состоялся симфонический концерт, посвященный творчеству композитора А. Глазунова. Скрипичный концерт Глазунова исполнил солист областной филармонии Марк Зингер. За пультом молодой одесский дирижер Давид Сипитинер".

На юбилее, посвященном 50-летию сценической деятельности Сипитинера, Давид Иосифович сказал:

- Я хочу, чтобы все, до единого, годы моей жизни прошли на сцене.

Но не только сценическая деятельность составляла смысл жизни Давида Сипитинера. "Художник, воспитай ученика" - вот девиз, которым он руководствовался в своей творческой жизни. Однажды Сипитинер сказал:

- Воспитывать музыкантов - это значит лишать общество бандитов.

И заслуженный артист Украины профессор кафедры дирижирования Одесской музыкальной академии (последние годы Давид Иосифович преподавал на трех кафедрах), кавалер ордена "За заслуги" воспитал учеников, которые разлетелись не только по Украине, но их приняли такие страны, как Россия, США, Канада, Аргентина, Эквадор, Куба, Австрия и Монголия.

Многим запомнился спектакль "Травиата", прошедший в рамках "Парада дирижеров", организованного тогдашним директором Одесской оперы Сергеем Проскурней в начале лета 2009 г. За пультом - Давид Сипитинер. Закончилась увертюра. Маэстро поворачивается к залу и торжественно передает дирижерскую палочку своему лучшему ученику - певцу, хормейстеру и дирижеру Валерию Регруту. В этом жесте был высокий символизм.

Лето 2010 года, как все помнят, было невыносимо жарким. По вечерам народ высыпал на улицы. Притягательным местом для жителей центральной части города был Горсад. А в самом Горсаду - ротонда, на которой играл духовой оркестр, дирижировал Владимир Лясота. Несколько раз за вечер Лясота передавал бразды правления оркестром Давиду Сипитинеру. Маэстро медленно, не без посторонней помощи, поднимался по ступеням ротонды, проходил на дирижерское место. Поклон публике, взмах дирижерской палочки и... Куда исчезли годы и слабость? Откуда взялись мощь и темперамент? Преображение было разительным.

Я подсела к Давиду Иосифовичу, отдыхавшему между номерами. Рядом сидела его жена Антонина Иванова (бывшая солистка Одесского оперного театра) - они прожили вместе почти 55 лет. Но поговорить не удавалось. Непрерывно подходили люди, в основном пожилые, но было немало и молодых, и благодарили Давида Иосифовича. Некоторые просили исполнить что-то из полюбившегося им репертуара.

Но вернусь к оперному театру. В мою память врезался один спектакль, если я не ошибаюсь, конца 80-х годов: Доменико Чимароза "Тайный брак". Дирижер-постановщик Давид Сипитинер. Как изящно, как филигранно звучал оркестр, отвечая той блистательной инструментовке, которой отличалась "легкая, сверкающая золотом" музыка композитора.

За свою долгую творческую жизнь Давид Сипитинер работал с такими известными композиторами, как Арам Хачатурян, Виталий Губаренко, Платон Майборода: Со многими замечательными певцами: Елизаветой Шумской, Николаем Гнатюком, с приезжавшими из зарубежья в Одессу гастролерами.

Год назад Одесса отмечала 85-летие Маэстро. Перед юбилейным концертом, проведенном в основном силами учеников Давида Иосифовича, Сипитинер с всегдашним своим юмором сказал:

- Своего юбилея я боюсь, как своей жены. А о возрасте предпочитаю не вспоминать.

Но тут же добавил:

- Боюсь, что я самый старый дирижер не только Украины и СНГ, но и Европы.

Самый старый дирижер Европы ушел из жизни в возрасте 86 лет 4 марта 2011 года.

Елена КОЛТУНОВА.