Номер 41 (1037), 22.10.2010

Нужны ли Одессе лишние лавры?

Журнал Entertainment Weekly опубликовал список из 12 документальных фильмов, изменивших мир. В этот список попала и картина советского режиссера Дзиги Вертова "Человек с киноаппаратом". Этот фильм - одна из самых знаменитых экспериментальных лент мирового кинематографа, по мнению киноведов, в нем заложены "все главные принципы документального кино".

"Человек с киноаппаратом" показывает вроде обычную жизнь в городах молодого Советского Союза - от Одессы до Москвы. Большая часть съемок проходила в Украине, более того, фильм вышел на экраны производством Киевской киностудии. Произошло это потому, что у Дзиги Вертова случился конфликт с руководством московской кинофабрики "Совкино", и он нашел "приют" в Украине. Даже премьера фильма прошла в Харькове - тогдашней столице УССР.

После появления новости о рейтинге журнала Entertainment Weekly некоторые наши издания сообщили, что "Человек с киноаппаратом" - это картина из жизни Одессы 1929 года. Сия информация приникла даже в Википедию. Но утверждать так могут люди, знающие о фильме только понаслышке. Да, частично он снимался в Одессе, но с таким же успехом право на "присвоение" шедевра Дзиги Вертова имеют и харьковчане, и киевляне, и, тем более, москвичи; последние хотя бы потому, что самый шокирующий кадр фильма - это развал на две части Большого Театра.

Нашему городу есть чем гордиться, и не стоит приписывать ему лишние "лавры".

К. Р.