Номер 19 (964), 22.05.2009

ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство - одна из самых больших проблем города. Износ жилищного фонда составляет порядка 70%. Долгие годы капитальный ремонт не производился, несмотря на то, что жители исправно вносили квартплату, а город отчислял дотации. Ремонт осуществлялся опять-таки за средства жильцов.

Выбери меня

Даже с ростом тарифов мало что изменилось. Да, повысили зарплаты работникам ЖКХ, пополнили штат дворников. Однако качество услуг осталось практически на том же уровне. Кроме того, горожане нередко оплачивают услуги, которые им не оказывают. Или же не могут оказывать по техническим причинам. Например, в некоторых домах на Молдаванке нет ни технических этажей, ни подвалов. Но за их уборку они все равно платят. Жители многоэтажек отчисляют средства на освещение парадных, которые продолжают оставаться в темноте.

- Пока мы не поменяем систему, чтобы у нас было право выбрать предприятие, которое будет обслуживать дом, - рассуждает депутат горсовета Валерий Матковский, - и работать на договорных отношениях, не будет ничего хорошего. В свое время мы первые в Украине смогли уйти от понятия "квартирная плата". Мы разбили ее на услуги и каждую оценили отдельно. Это дало возможность людям говорить, что "я не должен платить за услугу, которую не оказывают". А ведь совсем недавно люди просто не знали, за что они платят, какие виды услуг туда входят. Практически все, что мы наработали, было подтверждено двумя постановлениями Кабмина в 2005 году: регулирование и оценка услуг. Посредством ДЭЗов и частных предприятий при них мы попытались создать рынок услуг. Сегодня власть снова навязала людям ЖЭКи и говорит, что других нет и вас обслуживать некому. У нас нет выбора. Другое дело, если есть целый ряд предприятий, и мы из этих предприятий можем выбирать - только тогда начнет работать система. И если меня не устраивает предприятие, которое плохо убирает территорию, я расторгну договор и найму другое. И предприятия, оказывающие услуги, начнут бороться за клиентов, возникнет конкуренция, на основе которой будет повышаться качество услуг. А нынешняя система никогда не будет работать, и сколько бы в нее ни вкладывали денег, она останется мертвой.

Защити нас, управдом

Куда идти сегодня человеку с проблемой в своем доме - в ЖКС. А там все та же атмосфера. Письма, обращения граждан теряются, не рассматриваются как положено. Ремонт производят частичный, потому что не хватает средств. Латают дыры, штопают, подкрашивают. А потом снова возникает проблема.

- Существующие в отрасли проблемы с помощью ЖЭКов решить невозможно, - уверен Валерий Матковский. - Изучая мировой опыт, я пришел к выводу, что нельзя серьезно относиться к такому решению проблемы: если вам не оказана услуга - идите и судитесь. Например, не подмели двор - вызовите мастера ЖЭКа, он придет и составит акт. Да не придет этот мастер ЖЭКа, и не будет этот жилец сидеть и ждать, когда к нему придут. Ему надо идти на работу, зарабатывать на кусок хлеба и на ту же оплату коммунальных услуг. Поэтому я предлагаю ввести систему управляющих компаний. Система тройного договора заключается в том, что житель дает право управляющей компании от его имени защищать его интересы и контролировать качество предоставляемой услуги. Это структура, которая должна защищать интересы потребителя услуг, одновременно обеспечив гарантирование выполнения обязательств потребителя перед поставщиком. Житель поручает управляющей компании от своего имени заключить договоры с другими организациями на оказание всех жилищно-коммунальных услуг. И у жильца не болит голова, что нужно выстраивать отношения с водоканалом, энергосбытом. Управляющая компания от имени жителя контролирует все. И если у жителя возникает какая-то проблема, он набирает номер и выясняет у управляющей компании, почему возникли проблемы. Управляющая компания устраняет все проблемы, введя в свой штат управляющих домами.

Я начал проводить реформу в одесской системе ЖКХ в 2005 году, перед сменой власти в городе, когда мы в системе ДЭЗов ввели такое понятие, как управдом. К тому времени на рынке услуг появились частные предприятия, которые занимались обслуживанием и содержанием домов. А ДЭЗы их контролировали и от имени жильцов оценивали работу. Это было первое движение, задел для полного реформирования системы эксплуатации жилых домов.

Мой дом - моя крепость

Сегодня также нужно развивать ОСМД. Тогда жители смогут самостоятельно определять перечень услуг, которые предоставляются в доме, их периодичность, стоимость. При этом ОСМД может контролировать качество обслуживания дома, самостоятельно подобрать персонал по обслуживанию. И самое главное - ОСМД самостоятельно рассчитывают, сколько нужно денег на содержание дома, что должно входить в тарифы по его содержанию. К примеру, если вы хотите озеленить зону вокруг дома, то на общем собрании постановляете, что в этом году на содержание дома будете платить не одну гривну, а две. А потом, в зависимости от состояния дома, если ремонтировать и заменять в этом году ничего не надо, можно снизить тарифы. И это право жителей. Мало того, право жителей решить, сколько раз в неделю, к примеру, будет убираться лестничная клетка, в какой цвет окрасить парадную, то есть ОСМД - это система самоуправления домом. Но к такому самоуправлению нужно приучать население, а для этого необходимо время.

Однако сегодня вопрос в другом: если проблемой ЖКХ не заниматься, она не решится сама по себе. Из моей практики видно, если какой-то вопрос зависает, это означает, что его либо не хотят решить, либо не могут. Если не хотят - понятно, но если не могут, то по двум причинам: или ждут, пока проблема сама рассосется, или пока ее решит кто-то другой. Но проблемы ЖКХ не рассасываются, они взаимосвязаны. И вот тут возникает следующая проблема: взаимоотношения ОСМД с поставщиками услуг, которые, как правило, являются монополистами. Мы не научились все это делать на уровне законов, а законы, к сожалению, у нас значительно отстают от жизни, и даже те законы, которые есть, работают настолько плохо, что выиграть что-то в суде практически нереально.

До сих пор в Одессе не могут нормально организовать процесс оплаты услуг коммунальным предприятиям. Чтобы получить новую книжку в газовой конторе, надо простоять в очереди весь день. А перед этим взять еще форму №  1 у паспортистки в ЖКС, которая принимает всего два раза в неделю. То же касается заключения договоров с Инфоксводоканалом. Люди не приходят из-за огромных очередей. А если бы разослали договоры по почте и также бы их получили обратно, волокиты было бы меньше. Однако этим заниматься никто не хочет. Отношения с поставщиками услуг выливаются в головную боль. А была бы конкуренция, человек выбрал бы компанию, с которой легко и надежно.

Записала Инна ИЩУК.

На фото автора:
депутат горсовета
Валерий Матковский.