Номер 1 (946), 16.01.2009

"МОЛОДОСТЬ" ОДИССЕЯ

В "Порто-франко №  44 (XI.2008) была опубликована моя статья, в которой я делилась впечатлениями от Международного Киевского кинофестиваля "МОЛОДОСТЬ". Но фестиваль - это не только фильмы, это люди. О фестивальных встречах с выдающимися деятелями кино я хочу написать.

Это встреча с гениальной актрисой Аллой Демидовой, с молодым талантливым режиссером Алексеем Германом (младшим), с интересным французским актером Кристианом Роже - сыном Вадима Роже и Катрин Денев. Но подборку этих публикаций мне хотелось бы начать со встречи с главой Международного жюри МКФ "МОЛОДОСТЬ", известным американским актером Армандом АССАНТЕ. Нашим зрителям Ассанте знаком по таким фильмам, как лента Андрея Кончаловского "Одиссей", по картине "Наполеон и Джозефина. История Любви", по регулярно появляющемуся на телеэкранах фильму "Судья Дред" и, наконец, по ленте, в свое время принесшей Ассанте невиданный успех, - "Рядовой Бенжамин". В фильмографии Ассанте около ста фильмов, в том числе такие всемирно известные ленты, как "Лорды Флетбуш", "Фатальный инстинкт", "Джек-Потрошитель", " Король мамбо", "Признание опасного человека" и другие. Год назад одним из призеров МКФ "МОЛОДОСТЬ" стал талантливый фильм румынского режиссера Кристиана Нимеску "Калифорнийская мечта". В одной из главных ролей зрители увидели Арманда Ассанте.

И вот в этом году Ассанте во плоти появился среди фестивальной публики. Именно среди публики, а не только на местах, отведенных для членов жюри. Во время перерывов между фильмами в фойе кинотеатра "Киев", где проходили фестивальные просмотры, неизменно можно было увидеть высокую, стройную, несколько сухощавую фигуру актера. (И как это ему удалось перевоплотиться в Наполеона с его маленьким ростом и отнюдь не стройной фигурой?!) Можно было встретить его умный, внимательный взгляд поверх неизменной же чашечки кофе в руках. Ассанте с удовольствием вступал в беседу с теми, кто проявлял желание пообщаться с ним, даже если это общение проходило больше с помощью жестикуляции, чем с привлечением исковерканных английских слов. В итоге пресс- конференции и этих неформальных встреч мне удалось задать Ассанте ряд вопросов и получить на них интересные, подчас неожиданные ответы. ( Так для меня было полной неожиданностью, что в сентябре этого года Арманд Ассанте приезжал на съемки в Одессу).

- Приходилось ли вам работать в жюри? Каково это - судить чужие работы?

- Я впервые возложил на себя такую ответственность, работать в жюри, да еще возглавлять его. Сниматься в кино и смотреть кино - это совершенно разные вещи. Конечно, отсмотреть и обсудить 60 конкурсных фильмов - это нелегкая работа, но интересная. Я кино люблю с детства. Мои родители были людьми искусства. Впервые в театр я попал в 4 года. Но потом меня захватило кино. Мои киновкусы воспитывались на послевоенном итальянском неореализме. Мое мировоззрение сформировали такие режиссеры, как Пазолини, Росселлини, Этторе Скола... Наверное, поэтому мой любимый период в американском кинематографе - это пятидесятые - восьмидесятые годы, режиссеров в этот период вдохновляло итальянское кино, на него они в основном опирались.

- По каким критериям вы судите о фильмах?

- Мои критерии - это хорошо рассказанная история. Неважно, будет ли это кино, снятое с помощью современных технологий, скажем, цифровое, или это старое кино. Сейчас можно снимать даже на мобильный телефон. Неважно, о ком эта история - о человеке или о животном. Неважно, сколько она занимает экранного времени. Десятиминутная лента может оказаться сильнее полнометражного фильма. Я видел короткометражную ленту - историю одного мальчика и льва. Она так берет за душу. Снимали его два непрофессионала, которые историю целой жизни уложили в четыре минуты. Но это огромный фильм.

- Вам хотелось сниматься у кого-то из ваших кумиров?

- Конечно, в юности я мечтал о сотрудничестве с великими итальянцами. Но судьба актера сложна. Мечтаешь об одном, а в жизни приходится делать другое. Мне пришлось в основном работать с голливудскими режиссерами. В начале карьеры я много снимался в телесериалах компании NBC, был у них главным актером с демонической внешностью (смеется), играл крутых парней. Благодаря таким данным я снялся в автобиографическом фильме "Джон Готти", за который в 1996 году получил награду Американской телевизионной академии Эмми. Вообще, я легко вхожу в любую роль. Но не часто удается работать с режиссером, который тебя высвобождает, будит, умеет нажать на нужную кнопку. Таким режиссером для меня стал Андрей Кончаловский, у которого я снимался в "Одиссее", - он может вытащить из актера все, он волшебник эмоций. Интересно работать с Эндрю Скоттом - он всегда знает, где поставить камеру. Два года назад я снимался в картине "Калифорнийская мечта" у молодого режиссера Кристиана Нимеску. Это был гениальный художник. К сожалению, он погиб в конце съемок. Он в маленьком фрагменте видел и мог воплотить черты и характер общества в целом. Он понимал, что поведение персонажа - это метафора всего общества. Он хотел эту метафору сегодняшней жизни закрепить в фильме. Его любимая присказка была, "Пройдет время и это все потеряется". Мы - актеры в жизни и в актерстве ищем самих себя. Кристиан Нимеску, как никто другой, помогал этим поискам.

- Что привело вас в Румынию и вообще в Восточную Европу?

- В румынском фильме я ведь играл американского полковника. За последние годы я побывал уже в Будапеште, был в Чехии, и меня с детства интересовала Россия. Первая толстая книга, которую я прочел, была биография Льва Толстого. А в Украине меня заинтересовала история евреев в этой стране. Это сложная история. Я много читал, слышал, ездил. Был в Одессе. Попал туда во время фестиваля джазовой музыки. В Одессе можно многое узнать об истории еврейского народа. Я снимал и снимал...

- Вы хотите сделать фильм на эту тему?

- Я всегда хотел стать режиссером и продюсером.

- Какие темы вас волнуют? О чем вы хотите снимать кино? Какую историю, о которой вы не смогли рассказать как актер, вы хотите рассказать как сценарист и режиссер?

- Я работаю над несколькими фильмами. История евреев в Украине. Снимаю документальное кино о кризисе. О полиции Нью-Йорка.

- Какой жанр вам ближе всего?

- Из последних восьми фильмов, в которых я снялся, 4 фильма сняты в жанрах экшн, триллер и хоррор. Меня не очень прельщают эти жанры, но в них есть что-то фундаментальное.

- Хотели бы вы сами снять фильм ужасов?

- Я снимаю один такой фильм, под руководством профессора Хичкока (смеется).

- Каким вы видите будущее кинематографа?

- Чем дальше, тем больше будет сниматься нонконформистских фильмов.

- Что вы можете сказать об украинских фильмах?

- Я их практически не знаю. Больше знаком с российским кино. По сравнению с европейским и американским - это совсем другое кино. В СССР число талантливых режиссеров, которых поддерживало государство, было ограничено. Сейчас картина изменилась. Каждый самостоятельно ищет свой путь. Кино в России приобрело черты индивидуальности.

- Какая из ролей вам ближе - рядового Бенжамина или полководца Наполеона, жизнелюба Одиссея или Ницше?

- Я сверял мои роли с тем внутренним состоянием, которое возникает от контакта со сценаристом и режиссером. Если такой контакт есть, то получается любая роль.

- Вы снимались с такими актерами, как Антонио Бандерас и Сильвестр Сталлоне. Как вам с ними работалось?

- Это невероятно талантливые люди. Я чувствовал себя хорошо рядом с ними.

- На одной из фотографий вы сняты с лошадьми. Это кадр из фильма или из жизни?

- У меня 6 лошадей. В 90-е годы я перенес травму, поэтому сейчас редко позволяю себе ездить верхом. А когда-то я даже дублировал Кристиана Ривза как наездник. Я люблю животных. У меня есть любимая немецкая овчарка.

- А дети тоже есть? Пошли ли они по вашим стопам?

- Есть две дочки. Они поют. Но они не такие наивные, каким в молодости был я.

Елена КОЛТУНОВА.